Социальный и государственный стройСтраница 1
В условиях феодализации Китая государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества стало основой для создания сложной иерархической системы.
В обществе как внутри классов, так и внутри социальных групп сложилась строгая иерархия с той особенностью, что все считались вассалами одного сюзерена — государства, персонифицированного в особе императора. Каждая иерархическая ступень (а число их было велико) имела свои правила поведения и этикета, свое экономическое обеспечение, свой тип одежды, украшений и жилищ.
Высшую группу господствующего класса феодалов составляла привилегированная наследственная аристократия. Знать делилась согласно категориям феодальных титулов и рангов. Каждый титул обеспечивался соответствующим размером полей.
К потомственной знати причислялись некоторые аристократы без титулов, «особо заслуженные», не аристократы по рождению. В Китае не существовало майората и многочисленность семей феодалов приводила к дроблению крупных землевладений и борьбе между титулованной знатью.
Значительную прослойку господствующего класса составляли чиновники, своеобразное личное дворянство феодального Китая, служившее опорой централизованной власти. Они занимали различные ступени на иерархической лестнице чинов и делились на девять рангов,, а внутри ранговых групп — на более мелкие подразделения. По чинам и рангам были строгие разграничения, и каждому рангу соответствовала натуральная оплата в виде земельного владения или жалованья. Ни звание, ни ранг, ни право на должностное землевладение не передавались по наследству. Новые поколения чиновничества пополнялись за счет семей тех же чиновников: лишь сдавший экзамены и получивший степень учености мог стать кандидатом на должность, в государственном аппарате. Только материально обеспеченному влиятельному чиновнику было под силу продвинуть своих отпрысков сквозь экзаменационные рогатки. Так осуществлялась преемственность в занятии высших государственных должностей представителями господствующего класса, формально лишенными прямого права наследования.
Класс эксплуатируемых также не был единым. Большая часть крестьян в VII в. причислялась к так называемому «доброму народу». В их обязанности входили обработка земли и своевременное выполнение всех видов повинностей. Подавляющее большинство «доброго народа» составляли бедняки. К меньшей группе принадлежали деревенские старосты, богатеи, главы родов, которых можно было приравнять к непривилегированным мелким помещикам. Некоторые семьи из «доброго народа», накопив значительное количество земли, использовали труд лично-зависимых, «пришлых» и рабов. В Китае занятие земледелием считалось почетным.
Исключительная регламентация, учет и вмешательство в хозяйственные дела крестьян характеризуют китайское феодальное общество. Нарушение традиций и правил сурово каралось. Земледелец - податной был совершенно бесправным и не мог покинуть места приписки. К «доброму народу» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повинностями так же, как и крестьян.
В самом низу социальной лестницы находился «подлый народ», включавший держателей земли частных лиц, лично-зависимых, слуг, рабов. Все они были совершенно бесправны.
Социальная структура феодального общества Китая, несмотря на дробление на мелкие и мельчайшие социальные группы и воздвигнутые между ними перегородки, не исключала передвижения по иерархической лестнице. Даже выходец из рядовых налогоплательщиков теоретически мог вступить в ряды низших слоев господствующего класса. Имело место и обратное движение, когда сановника понижали в должности или, более того, разжаловали в простолюдины.
Система государственного устройства и бюрократический аппарат складывались на основе развития опыта, накопленного в древние века. Монархическое правление с ярко выраженными признаками деспотии оставалось характерной чертой средневековых империй.
Верховная власть концентрировалась в особе императора, который, обладая неограниченными правами, должен был править страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. По традиции, государь считался сыном Неба, иначе говоря, представителем высших небесных сил и проводником их воли. От него требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками.
Внешняя политика России в начале ΧVІІІ века. Северная война
После возвращения Великого посольства из Европы, где не удалось заручиться поддержкой в возможной войне против Турции, у Петра I появились крупные сомнения в перспективности дальнейшей борьбы на черноморском направлении. Создается антишведская коалиция - Северный союз в составе России, Саксонии, Польши и Дании. Ни Франция, ни Англия и Г ...
300-летие дома Романовых
В 1913 году Россия с необычайным размахом отпраздновала 300-летие дома Романовых. Императорская семья совершила поездку в Москву, оттуда во Владимир, Нижний Новгород, а затем по Волге в Кострому, где в Ипатьевском монастыре 14 марта 1613 был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. Юбилей был отмечен пышными т ...
Пакт о ненападении и советско-германский договор «О дружбе и границе» 1939 г.
Рассматривая внешнюю политику СССР в 30-е гг. ХХ века, наибольшее внимание необходимо уделить развитию дипломатических отношений с Германией, что обосновано в первую очередь с появлением в исторической науке мнений о превентивном характере войны 1941–1945 гг. со стороны Германии.
Практически одновременно с началом переговоров с Англией ...
