Культура
Страница 1

Социальные конфликты и нашествия кочевников, происходившие при переходе от рабовладения к феодализму, не нарушили преемственности китайской культуры, хотя и вызвали некоторый её упадок. Были разгромлены столичные училища и богатые библиотеки. Из шелковых свитков с произведениями древних авторов кочевники шили одежду и мешки. Несмотря на военные условия, на Севере, как и на Юге, интеллектуальная деятельность продолжалась. В Цзянькане — столице Восточной Цзинь — жили видные ученые и писатели. В области математических знаний прославился ученый Цзу Чунчжи. Известный философ Фань Чжэнь критиковал идеализм и мистику: в трактате «О смертности духа» (507) он опровергал тезис о бессмертии души. Историки собирали документы — памятники прошлых лет — и вели записи о современных им событиях. Видным ученым в этой области знаний был Фань Е — составитель «Поздней истории Хань». Свои имена прославили поэты, критики. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юаньмин (365—427) — автор утопии «Персиковый источник».

Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. Вместе с религиозными буддийскими миссиями прибывали купцы из далеких стран. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи. Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. К V в. относятся изобретения в области плавки металлов.

С объединением страны открылись новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы; расширялись знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия раскрывали свойства металлов и минералов. Лекари постигали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией. Средневековые инженеры и математики прославились своими познаниями при строительстве городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения за сменами сезонов, за небесными светилами расширяли астрономические знания. Астрологи составляли гороскопы и предсказания. Буддийский монах И Хан (VIII в.) внес немалый вклад в астрономию.

Развитие географических знаний было связано с паломничеством ученых-монахов к святым местам. Китайский монах Фа Сянь, совершив путешествие в Индию в 399—415 гг., составил «Записки о буддийских царствах». В VII в. монах Сюаньцзан свое путешествие в Среднюю Азию и Северную Индию (через Гиндукуш) описал в «Записках о западных страных периода великой династии Тан» — ценнейшем источнике для изучения истории народов Средней Азии и Индии. Знаменитый автор отказался от светских должностей, удалился в монастырь, где усердно трудился над переводами санскритских и других источников. Монах И Цзин оставил после себя «Повествование о плавании по южным морям и о внутреннем законе», в котором описал путешествие из Гуанчжоу к берегам Суматры и через Бенгальский залив — в Индию. Широко развилось в VII в. историописание. При Ли Шимине средневековое государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок Сыма Цяня». На ос было создано 13 историй, охватывавших период I — начало VII в. н. э. Историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Материалом для них служили императорские указы, отчеты ведомств, доклады с мест и другие документы. Составленные ими сборники хранились до конца царствования династии. Новая династия окончательно дорабатывала их и выпускала в свет истории царствования своих предшественников. Исторические труды содержали сведения об экономике, государственном правлении, культуре, календаре, этике, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о соседях Китая и о далеких странах. Первым критиком исторических трудов стал Лю Чжицзи, создатель в 710 г. труда «Проникновение в историю».

Ученые работали над восстановлением древних трудов. Большого подъема достигло искусство каллиграфии. Непревзойденным мастером в этой области был Ван Сичжи (307—365).

Страницы: 1 2

Малороссы.
Вернемся к изложению выводов профессора Ключевского. Другая струя отлива русского населения из Поднепровья направилась, как мы сказали, на запад, за Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Следы этого отлива обнаруживаются в судьбе двух окрайных княжеств - Галицкого и Волынского. В иерархии р ...

Книга как предмет исторического изучения. Происхождение слова «книга»
В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения. Первое – «сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента» (то есть формальный образ книги как материального предмета), второе – «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия). И, наконе ...

Турецкая конституция 1982 года о правах национальных меньшинств. Эволюция правового положения курдов в Турции
За весь республиканский период в Турции не было принято ни одного специального закона, который признавал бы национальные права курдов. Конституция, принятая в результате референдума 7 ноября 1982 г., игнорировала чаяния курдского народа, не признавала за ним никаких прав. Более того, она являлась законодательным выражением ассимиляторск ...