КультураСтраница 1
Социальные конфликты и нашествия кочевников, происходившие при переходе от рабовладения к феодализму, не нарушили преемственности китайской культуры, хотя и вызвали некоторый её упадок. Были разгромлены столичные училища и богатые библиотеки. Из шелковых свитков с произведениями древних авторов кочевники шили одежду и мешки. Несмотря на военные условия, на Севере, как и на Юге, интеллектуальная деятельность продолжалась. В Цзянькане — столице Восточной Цзинь — жили видные ученые и писатели. В области математических знаний прославился ученый Цзу Чунчжи. Известный философ Фань Чжэнь критиковал идеализм и мистику: в трактате «О смертности духа» (507) он опровергал тезис о бессмертии души. Историки собирали документы — памятники прошлых лет — и вели записи о современных им событиях. Видным ученым в этой области знаний был Фань Е — составитель «Поздней истории Хань». Свои имена прославили поэты, критики. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юаньмин (365—427) — автор утопии «Персиковый источник».
Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. Вместе с религиозными буддийскими миссиями прибывали купцы из далеких стран. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи. Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. К V в. относятся изобретения в области плавки металлов.
С объединением страны открылись новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы; расширялись знания о тайнах природы. Алхимики в поисках эликсира бессмертия раскрывали свойства металлов и минералов. Лекари постигали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией. Средневековые инженеры и математики прославились своими познаниями при строительстве городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения за сменами сезонов, за небесными светилами расширяли астрономические знания. Астрологи составляли гороскопы и предсказания. Буддийский монах И Хан (VIII в.) внес немалый вклад в астрономию.
Развитие географических знаний было связано с паломничеством ученых-монахов к святым местам. Китайский монах Фа Сянь, совершив путешествие в Индию в 399—415 гг., составил «Записки о буддийских царствах». В VII в. монах Сюаньцзан свое путешествие в Среднюю Азию и Северную Индию (через Гиндукуш) описал в «Записках о западных страных периода великой династии Тан» — ценнейшем источнике для изучения истории народов Средней Азии и Индии. Знаменитый автор отказался от светских должностей, удалился в монастырь, где усердно трудился над переводами санскритских и других источников. Монах И Цзин оставил после себя «Повествование о плавании по южным морям и о внутреннем законе», в котором описал путешествие из Гуанчжоу к берегам Суматры и через Бенгальский залив — в Индию. Широко развилось в VII в. историописание. При Ли Шимине средневековое государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок Сыма Цяня». На ос было создано 13 историй, охватывавших период I — начало VII в. н. э. Историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Материалом для них служили императорские указы, отчеты ведомств, доклады с мест и другие документы. Составленные ими сборники хранились до конца царствования династии. Новая династия окончательно дорабатывала их и выпускала в свет истории царствования своих предшественников. Исторические труды содержали сведения об экономике, государственном правлении, культуре, календаре, этике, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о соседях Китая и о далеких странах. Первым критиком исторических трудов стал Лю Чжицзи, создатель в 710 г. труда «Проникновение в историю».
Ученые работали над восстановлением древних трудов. Большого подъема достигло искусство каллиграфии. Непревзойденным мастером в этой области был Ван Сичжи (307—365).
Трагедія Голодомору 1932-1933
рр.
Найважливішим у трагедії голоду є те, що його можна було уникнути. Сам Сталін заявляв: "Ніхто не може заперечити того, що загальний урожай зерна в 1932 р. перевищував 1931 р. " Як указують Р. Конквест і Б. Кравченко, врожай 1932 р. Лише на 12% був меншим середнього показника 1926-1930 рр. Інакше кажучи, харчів не бракувало. Пр ...
Кризисные явления в КПСС и госуправлении.
Кризис поразил и КПСС. После XX съезда КПСС предпринимались попытки преодоления последствий культа личности Сталина, демократизации партийной жизни. Однако в реальной политической практике подлинный демократизм отсутствовал.
Сложилось четкое расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Была ...
Громады. Михаил Драгоманов
Национальное самосознание масс на Украине стремились активно развивать так называемые громады, возникшие в конце 50-х — начале 60-х годов XIX в. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах. Это были полулегальные кружки без каких-либо определенных программ и уставов. В них объединялись демократически или либерально на ...
