История » Внешняя политика Петра I - Северная война » Внешняя политика Петра I до 1700 г. и начало Северной войны (Нарва). Приход к власти и Азовские походы

Внешняя политика Петра I до 1700 г. и начало Северной войны (Нарва). Приход к власти и Азовские походы
Страница 2

Стрельцы не поддержали ее. Смирив гордыню, Софья сама поехала в Троицу. Об этом там узнали, на подъезде ее встретил боярин Троекуров, потому что царь запретил ей появляться в монастыре. Ей ничего не оставалось как обратно уехать в Москву и ждать своей участи.

Петр стал господином положения. Почти все полки оказались на его стороне. Теперь он диктовал свою волю: в первую очередь выдать Шакловитого и его сообщников. Царю уже сообщили о тайном совещании у Софьиного фаворита и намечавшемся перевороте. Софья умоляла оставшихся в Москве стрельцов, поддержать ее, не выдавать своего начальника. Но ее опять не послушали и она вынуждена была согласиться – 7 сентября Шлаковитого и других привезли в Троицу и потом казнили. www.tvsubtitles.ru

Началось самостоятельное правление Петра.[18]

1695 г. можно считать переломным в жизни Петра. В XVII. Огромная территория Русского государства фактически была отрезана от морских берегов и возможности использования дешевых путей сообщения. Моря, омывавшие страну с севера и востока, несмотря на колоссальную протяженность береговой линии она не могла быть использована. Лишь территория южной Сибири могла быть использована для этих целей, но для этого требовался не один век. В XVII в. роль единственных морских ворот исполнял Архангельск, но он был опасен, скован льдами и далек от основных центров. Была также Астрахань, но она связывала страну со странами средней Азии.

…По данным И. А. Желябужского, 3 февраля 1695 г. был объявлен сбор поместной конницы в Белгороде, где командование над нею передавалось Б. П. Шереметьеву; пехоте надлежало следовать в Азов. В соответствии с планом кампании 4 марта из Москвы пешим ходом вышли во главе с Патриком Гордоном семь стрелецких и Бутырский полки. В Тамбове к ним должны были присоединиться четыре солдатских полка. Заготовленный в Воронеже провиант и снаряжение доставлялись по Дону. 24 июня полки гордона расположились лагерем под Азовом и ожидали прибытия основных войск.[19]

Основные силы двинулись из Москвы в конце апреля. На Москве-реке полки Федора Алексеевича Головина и Франца Лефорта, а также артиллерию, порох, провиант погрузили на струги. Каравану надлежало совершить путь по Москве-реке, Оке и Волге до Камышина, и выгрузившись там, отправиться пешим ходом до Паншина, где излучина Дона ближе всего подходит к Волге. От Паншина к району Азова войска должны были вновь следовать водой. Соединение их с отрядом Гордона состоялось 29 июня.

29 июня караван пришвартовался в «удобнейшей пристани», а 2 июля Гордон, подойдя к Азову на расстояние 100 сажень, приступил к осадным работам. Османская крепость Азов располагалась на левом берегу Дона, на 15 верст выше его впадения в Азовское море. Османы, после того как в 1637 г. потеряли крепость на пять лет основательно укрепили его. Крепость представляла собой каменный четырехугольник, обнесенный земляным валом и рвом с палисадами. В полуверсте от этих основных сооружений находились еще два земляных вала, а в трех верстах выше Азова соорудили еще две каменные башни, так называемые каланчи, между ними были протянуты три железные цепи, преграждавшие выход судам из реки в море. На северном рукаве Дона, называемом мертвый донец, султан Магомет IV повелел построить форт Лютик. Это было прочное каменное сооружение с четырьмя башнями и помещениями для гарнизона внутри четырехугольника, обнесено земляным валом и наполнена водой. Форт мог автономно обороняться.[20]

5 июля к Азову подошли корпуса Головина и Лефорта. Не медля, приступили к рытью апрошей – зигзагообразных рвов, обеспечивающих безопасное продвижение к крепости. И установке батарей. Вскоре начался обстрел крепости, в котором участвовал и царь.

Осажденные совершали вылазки, нанося русским потери и мешая земляным работам. День 14 июля ознаменовался двумя важными событиями: русским удалось овладеть одной каланчой, сутки спустя османы под прикрытием ночи покинули и вторую. Успехом царь поспешил поделиться с московскими корреспондентами. Брату Ивану Алексеевичу он сообщил, что в двух каланчах были захвачены 32 пушки разных калибров, «многое число» ядер, пороха и прочих припасов, три знамени и 14 пленных. Петр был в хорошем настроении, первая, и к сожалению последняя победа в этой кампании, опьянила голову.

14 июля, из русского лагеря к османам перебежал голландец, вооруживший их ценной информацией, о том, что русские по обыкновению отдыхают после обеда. На следующий день в один из таких моментов, в траншеи ворвались османы, началась паника, русские потеряли около 100 человек.

Захвату крепости мешали многие обстоятельства – каждый хотел проявить личный подвиг, не выручая и помогая друг - другу. 5 августа по настоянию Петра, началась атака без подготовки: на валах и стенах не были сделаны бреши, штурмовики не имели лестниц. Тем не менее охотникам Головина удалось взобраться на вал, в то время когда другие стояли бесстрастно наблюдали как гибнут их товарищи. Когда же добровольцы ринулись в атаку, успех был утрачен. Неудавшийся штурм стоил многих жизней.

Страницы: 1 2 3

Подготовка революции
В.И. Ленин: «Пути реформ, выводящего из кризиса, из войны, из разрухи, - нет… Выхода нет, объективно нет, не может быть, кроме диктатуры корниловцев или диктатуры пролетариата» [4]. Очевидно, политика Временного правительства исчерпала себя. Из всех возможных вариантов деятельности оно выбрало наихудший: пытаясь вывести страну из кризис ...

Храмовые сооружения
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего и ...

Цивилизация как основная типологическая единица истории.
Цивилизация . Это магическое слово завораживает, создавая в воображении образ необыкновенного сообщества, где все устроено разумно и на пользу человека. Неслучайно, так часто слышны в России призывы со страниц газет и с экрана телевизоров «вернуться в цивилизацию». Куда же, собственно, надо возвращаться? Реальная жизнь человечества и в ...