Екатерина Великая » Внутренняя политика Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II.
Страница 2

Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно . стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).

Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. Новые учреждения, притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и отношения сословий. Легко заметить, что, за исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.

Учреждение 1775г. открыло дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785г., образовав из дворян каждой губернии дворянское общество, точно определило и закрепило сословные права дворянства как личные, так и общественные.

Екатерина II для обсуждения важнейших государственных вопросов созывала совет из доверенных лиц, не имевший ни определенного круга дел, ни установленного порядка их производства. Главное его предназначение – подача мнений и советов. Императрица не всегда присутствовала на заседаниях, через секретарей передавала записки и вопросы для обсуждения. Крупные указы она всегда выносила на заседание Совета, как он должен был быть на практике. В 1787г. она издала указ, который часто называют "конституцией просвещенного абсолютизма". В нем определялось, что Совет является постоянным органом государственной власти при императрице, а главные его задачи – "иметь рассуждение и бдение" по вопросам обороны, государственной безопасности и целости государства. В условии государственной политики, которую проводила императрица, роль Сената не могла быть неизменной. Он терял сове значение, превращаясь постепенно в судебно-контрольный орган.

Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметами того времени. Екатерина II сказала об этом: "Меня обворовывают также как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать". (Цит. По: Ключевский В.О. Исторические портреты.-М., 1991. – С.304).

Жалованная грамота городам, изданная в одно время с дворянской, установила состав, управление и состав "градского общества". Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были 1)настоящие городские обыватели, лица без всякого звания, владевшие какой-либо недвижимой собственностью в городе 2)купцы трех гильдий 3)ремесленники вписавшиеся в цехи 4)иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий, 5)именитые горожане, лица занимавшие должности по городским выборам, ученые с академическими или университетскими аттестатами, художники и артисты, капиталисты с объявленным капиталом не менее 50тыс.руб. и т.п. 6)посадские, живущие каким-либо промыслом или работающие в городе, но не вошедшие в состав никакой другой группы городских обывателей.

Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права "делать представления и жалобы" верховной власти городского общества не получили.

Страницы: 1 2 3 4 5

Внешняя политика и внешние отношения
Консолидация внешнего положения рассматривалась правящим классом как средство упрочения своих позиций внутри страны. Тем же целям служила и дипломатия: натравливание одних племен на другие, разжигание внутриплеменной розни, задабривание титулами и подарками племенной верхушки, династийные браки, приглашение членов правящих родов почетны ...

Французская сеньория XI-XIII вв.
Начало существованию Франции как самостоятельного государства было положено Верденским договором 843 г., он оформил окончательный раздел империи Карла Великого и зафиксировал выделение Западнофранкского королевства из состава империи. Восточными границами этого государства являлись реки Рона, Сона, Маас и Шельда. Его северные границы ом ...

Формирование спартанского полиса
Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX - конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора. Изначально таким фактором оказалос ...