Екатерина Великая » Внутренняя политика Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II.
Страница 2

Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно . стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).

Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. Новые учреждения, притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и отношения сословий. Легко заметить, что, за исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.

Учреждение 1775г. открыло дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785г., образовав из дворян каждой губернии дворянское общество, точно определило и закрепило сословные права дворянства как личные, так и общественные.

Екатерина II для обсуждения важнейших государственных вопросов созывала совет из доверенных лиц, не имевший ни определенного круга дел, ни установленного порядка их производства. Главное его предназначение – подача мнений и советов. Императрица не всегда присутствовала на заседаниях, через секретарей передавала записки и вопросы для обсуждения. Крупные указы она всегда выносила на заседание Совета, как он должен был быть на практике. В 1787г. она издала указ, который часто называют "конституцией просвещенного абсолютизма". В нем определялось, что Совет является постоянным органом государственной власти при императрице, а главные его задачи – "иметь рассуждение и бдение" по вопросам обороны, государственной безопасности и целости государства. В условии государственной политики, которую проводила императрица, роль Сената не могла быть неизменной. Он терял сове значение, превращаясь постепенно в судебно-контрольный орган.

Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметами того времени. Екатерина II сказала об этом: "Меня обворовывают также как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать". (Цит. По: Ключевский В.О. Исторические портреты.-М., 1991. – С.304).

Жалованная грамота городам, изданная в одно время с дворянской, установила состав, управление и состав "градского общества". Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были 1)настоящие городские обыватели, лица без всякого звания, владевшие какой-либо недвижимой собственностью в городе 2)купцы трех гильдий 3)ремесленники вписавшиеся в цехи 4)иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий, 5)именитые горожане, лица занимавшие должности по городским выборам, ученые с академическими или университетскими аттестатами, художники и артисты, капиталисты с объявленным капиталом не менее 50тыс.руб. и т.п. 6)посадские, живущие каким-либо промыслом или работающие в городе, но не вошедшие в состав никакой другой группы городских обывателей.

Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права "делать представления и жалобы" верховной власти городского общества не получили.

Страницы: 1 2 3 4 5

Правительственное решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. Россия еще оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне, большинство которых принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и, следо ...

Великий визирь
Султан управлял государством через совет, Диван, которым руководил великий визирь. Последний, по протоколу, считался вторым лицом в государстве. Он «абсолютный представитель» (векил-и мутлак) султана, который доверяет ему практически все властные полномочия. Он председательствует в Диване, на котором султан, начиная с XV в., обычно не п ...

Восстание 14 декабря 1825 года
Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето тысяча восемьсот двадцать шестого года. Однако девятнадцатого ноября тысяча восемьсот двадцать пятого года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Конста ...