Екатерина Великая » Внутренняя политика Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II.
Страница 4

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики. www.trcover.ru

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины нужно отметить меры относительно народного образования и народной гигиены.

Екатерина II в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении воспитательных заведений. В то время как с эпохи Петра I образование в России носило практический характер -- усвоение знаний для потребностей службы и жизни.

"Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, -- так говорила Екатерина (в своих "Учреждениях, касающихся до воспитания"), -- но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оныя в сердце его не вкоренены . Посему ясно, что корень всему злу и добру -- воспитание". Для того же, чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных.

Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для дворянок и для горожанок (с 1764) и кадетские корпуса.

Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также и о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Малые народные училища, в каждом губернском городе -- Главные народные училища, наконец, в Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты. Хотя этот план по недостатку средств и не осуществился вполне, однако для народного образования при Екатерине сделано было очень много.

Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 г., и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимо больных и сумасшедших (богоугодные заведения).

Реформы Екатерины в области здравоохранения сталкивались с проблемами. Так как недоставало врачей, их выписывали из- за границы и заботились об образовании русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов.

Весь этот ряд забот об умственном и нравственном совершенствовании народа и его физическом здоровье сильно отражал на себе идеи века, усвоенные Екатериной.

Та же зависимость от западноевропейских идей сказалась и в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 г. Жалованную грамоту городам, подтверждая ею права городского самоуправления; желала лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом; изыскивала средства увеличить вывоз.

Историки отмечают, что ее экономическая политика отличалась существенно от политики предыдущих царствований. Екатерина сняла строгую регламентацию деятельности промышленников, уничтожила органы контроля -- Берг- и Мануфактур-коллегию -- и стала держаться в отношении торговли и промышленности известного принципа "laisser faire, laisser passer".

Не бесследно прошло правление Екатерины Великой и для общественной жизни. Изучение литературы XVIII в. покажет вам, какой широкой струей при Екатерине вливались в русскую общественную жизнь идеи, выработанные на Западе, как оживилась и быстро шла вперед общественная мысль, как развивалась наша литература и журналистика. Одним из деятелей этой литературы и одним из наиболее ранних проводников в русское общество европейских идей была сама Екатерина.

Страницы: 1 2 3 4 5

Высшие ордена России
В истории России было известно множество орденов. Они вручались различным людям за различные подвиги как боевые, так и гражданские. Бывали за какой-либо подвиг вручали несколько орденов вместе. Существовали даже такие награды, которые вручались не только за конкретные подвиги, но и вручался при награждении другим орденом. Но все же за в ...

Условия для объединения страны.
К этому времени уже были созданы все условия для объединения страны. Эти условия следующие. Водное и сухопутное сообщение. В период Западного Чжоу от родовых владений чжоуских правителей во все стороны расходились проезжие дороги. В период Восточного Чжоу существовало уже морское и речное сообщение, которое получило дальнейшее развити ...

Космодемьянская Зоя Анатольевна "Её звали Таня"
Очень трудно разбираться в героических поступках. Не покидает ощущение, что своим невольным вмешательством ты бросаешь легкую тень недоверия и подозрения. Пытаясь осмыслить чужие подвиги, ты невольно ставишь себя на место героя и задаешься одним вопросом - а ты смог бы повторить такое? Еще труднее анализировать чужой поступок, если вооб ...