История » Иран под властью сефевидов » Исторические аспекты становления Иранского государства

Исторические аспекты становления Иранского государства
Страница 1

В середине III в. до н.э. на территории Селевкидского царства, которое было расположено к востоку от границ Рима и Византии возникли два крупных государства, Бактрия и Парфия. Бактрия, расположенная на территории пригиндукушских районов Индии и Афганистана, а также включавшая в себя часть земель юга Средней Азии, была основана выходцами из греко-македонской знати, потомками воинов Александра.

Второе крупное государство – Парфия была основана, вмешавшимся в политическую борьбу ближневосточных правителей, предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале на землях к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. Стараниями правителей Митридата I и Митридата II территория Парфии во IIв. до н.э. увеличилась за счет Мидии и Месопотамии. И хотя нашествие кочевых племен с востока, временно приостановило экспансию парфян на западе, к рубежу нашей эры Парфия превратилась не только в самого крупного и сильного, но практически единственного восточного соседа и соперника Рима.[[1]]

В течение II тыс. до н.э. на территорию Ирана проникают индоевропейские племена Иранской группы, говорившие на индоиранских языках [от названия этих народов арии происходит современное название Ирана (древнеиранское Aryаnаm — «страна ариев»)].[[2]]

Вскоре после образования иранского государства - Парфии, началась эпоха римско-парфянских войн, тянувшаяся с перерывами около трех столетий. Войны шли с переменным успехом. Временами парфяне наносили сокрушительные поражения римлянам, но, в конечном счете, соперничество с Римом привело к гибели истощенной войнами Парфии.

Ко II в. н.э. в Парфии усилились отдельные наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению государства. В 224 Ардашир I, правитель зависимой от Парфии Персиды, нанёс поражение последнему парфянскому царю Артабану V и создал Сасанидское государство. В период владычества сасанидов (III-VII вв.) рабовладельческий строй начал изживать себя в Иране. Города теряли привилегии. Распространялся частичный отпуск рабов на волю, причём раб становился собственником части производимого им продукта. В то же время происходило превращение крупной военно-административной знати и общинной верхушки в феодальную знать, от которой общинники, возможно, находились в личной зависимости.

В позднесасанидское время Иранское общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, военная знать, чиновничество, податное население. По-видимому, это деление восходит к делению древнеиранского общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов.

В сасанидском Иране окончательно сложились канон «Авесты» и догмы зороастризма. Социальный протест против государства и церкви принимал характер религиозных ересей; с середины III в. появляется манихейство, в конце V в.- маздакизм. После разгрома маздакитского движения шах Хосров I Ануширван провёл реформы, направленные на поддержку средних и мелких землевладельцев — налоговую, административную, военную и др.; эти реформы усилили власть царя, ослабили крупную чиновно-землевладельческую знать, стремившуюся к политической независимости от центрального правительства.[[3]]

Окрепшее Сасанидское государство завоевало Южную Аравию, Сирию, Палестину и Египет и угрожало существованию Византии. Однако феодально-сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего сасаниды не смогли противостоять арабскому завоеванию Ирана в VII в. В результате арабских завоеваний Иран был включен в состав Арабского халифата. Процесс феодализации Ирана продолжался, хотя вначале он несколько замедлился; войны, которые вели арабы, сопровождались обращением в рабство значительной части местного населения (труд рабов применялся в сельском хозяйстве, на оросительных работах, в ремесле, в государственных рудниках), часть земельного фонда была превращена в государственные земли и в собственность арабской знати на правах мулька; обширные территории Ирана были переданы арабским племенам. В Иране сохранялась податная система сасанидов, но размеры поземельной подати (хараджа) были увеличены. В Иране начал распространяться ислам, который в Х в. стал религией подавляющего большинства населения. Арабский язык надолго стал государственным и литературным языком.[[4]]

Страницы: 1 2 3

Земельная лихорадка
.Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди, которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров (1 Акр = 0,42га), через несколько недель или месяцев после переезда в США стремились получить надел в 160 или 320 акров. Непрерывный поток переселенцев двигался на Запад. Это были первопроходцы, пионеры. Континент ...

Публичное право по законам Ману
По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов. В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды бр ...

Космодемьянская Зоя Анатольевна "Её звали Таня"
Очень трудно разбираться в героических поступках. Не покидает ощущение, что своим невольным вмешательством ты бросаешь легкую тень недоверия и подозрения. Пытаясь осмыслить чужие подвиги, ты невольно ставишь себя на место героя и задаешься одним вопросом - а ты смог бы повторить такое? Еще труднее анализировать чужой поступок, если вооб ...