История » Иран под властью сефевидов » Исторические аспекты становления Иранского государства

Исторические аспекты становления Иранского государства
Страница 1

В середине III в. до н.э. на территории Селевкидского царства, которое было расположено к востоку от границ Рима и Византии возникли два крупных государства, Бактрия и Парфия. Бактрия, расположенная на территории пригиндукушских районов Индии и Афганистана, а также включавшая в себя часть земель юга Средней Азии, была основана выходцами из греко-македонской знати, потомками воинов Александра.

Второе крупное государство – Парфия была основана, вмешавшимся в политическую борьбу ближневосточных правителей, предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале на землях к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. Стараниями правителей Митридата I и Митридата II территория Парфии во IIв. до н.э. увеличилась за счет Мидии и Месопотамии. И хотя нашествие кочевых племен с востока, временно приостановило экспансию парфян на западе, к рубежу нашей эры Парфия превратилась не только в самого крупного и сильного, но практически единственного восточного соседа и соперника Рима.[[1]]

В течение II тыс. до н.э. на территорию Ирана проникают индоевропейские племена Иранской группы, говорившие на индоиранских языках [от названия этих народов арии происходит современное название Ирана (древнеиранское Aryаnаm — «страна ариев»)].[[2]]

Вскоре после образования иранского государства - Парфии, началась эпоха римско-парфянских войн, тянувшаяся с перерывами около трех столетий. Войны шли с переменным успехом. Временами парфяне наносили сокрушительные поражения римлянам, но, в конечном счете, соперничество с Римом привело к гибели истощенной войнами Парфии.

Ко II в. н.э. в Парфии усилились отдельные наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению государства. В 224 Ардашир I, правитель зависимой от Парфии Персиды, нанёс поражение последнему парфянскому царю Артабану V и создал Сасанидское государство. В период владычества сасанидов (III-VII вв.) рабовладельческий строй начал изживать себя в Иране. Города теряли привилегии. Распространялся частичный отпуск рабов на волю, причём раб становился собственником части производимого им продукта. В то же время происходило превращение крупной военно-административной знати и общинной верхушки в феодальную знать, от которой общинники, возможно, находились в личной зависимости.

В позднесасанидское время Иранское общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, военная знать, чиновничество, податное население. По-видимому, это деление восходит к делению древнеиранского общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов.

В сасанидском Иране окончательно сложились канон «Авесты» и догмы зороастризма. Социальный протест против государства и церкви принимал характер религиозных ересей; с середины III в. появляется манихейство, в конце V в.- маздакизм. После разгрома маздакитского движения шах Хосров I Ануширван провёл реформы, направленные на поддержку средних и мелких землевладельцев — налоговую, административную, военную и др.; эти реформы усилили власть царя, ослабили крупную чиновно-землевладельческую знать, стремившуюся к политической независимости от центрального правительства.[[3]]

Окрепшее Сасанидское государство завоевало Южную Аравию, Сирию, Палестину и Египет и угрожало существованию Византии. Однако феодально-сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего сасаниды не смогли противостоять арабскому завоеванию Ирана в VII в. В результате арабских завоеваний Иран был включен в состав Арабского халифата. Процесс феодализации Ирана продолжался, хотя вначале он несколько замедлился; войны, которые вели арабы, сопровождались обращением в рабство значительной части местного населения (труд рабов применялся в сельском хозяйстве, на оросительных работах, в ремесле, в государственных рудниках), часть земельного фонда была превращена в государственные земли и в собственность арабской знати на правах мулька; обширные территории Ирана были переданы арабским племенам. В Иране сохранялась податная система сасанидов, но размеры поземельной подати (хараджа) были увеличены. В Иране начал распространяться ислам, который в Х в. стал религией подавляющего большинства населения. Арабский язык надолго стал государственным и литературным языком.[[4]]

Страницы: 1 2 3

Кризисные явления в КПСС и госуправлении.
Кризис поразил и КПСС. После XX съезда КПСС предпринимались попытки преодоления последствий культа личности Сталина, демо­кратизации партийной жизни. Однако в реальной политической практике подлинный демократизм отсутствовал. Сложилось четкое расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Была ...

Великие Четьи Минеи митрополита Макария.
Русь в сознании своих сынов XVI века стала сосудом истинного благочестия, сокровищницей истинного христианства. В ней хранились в полноте церковные предания, наставления и правила, в ней обращались все святые книги. Но, чтобы не растерять эти сокровища, надо было так или иначе привести их в известность, совокупить воедино. Объединение Р ...

Генеральное сражение
В начале 1708 года Карл XII взял город Гродно и оттуда двинулся по направлению к Москве. С ним было более 40 тысяч отборного войска и, кроме того, ждал помощь генерала Левенгаупта с 16 тысячами солдат и военными запасами. На дороге к Днепру шведы победили русских при селе Головчине и в Могилёве овладели переправой через Днепр. Карл шёл ...