Петр Первый » Введение и методы исследования

Введение и методы исследования
Страница 1

Петр I единственный, возможно, из правителей России, который сделал для неё столько, отдав ей максимум, а для себя взяв минимум из всего возможного, который обладал такой энергией и силой, который постоянно рвался вперёд, боролся с отсталостью своёй страны. Именно поэтому для своей работы я взяла тему, связанную с Петром I.

Ещё в детстве, не читая специальных книг, из художественных произведений, из фильмов я узнала о Петре. Теперь я решила изучить эту тему подробнее.

В своей работе я использовала книги Н.И.Костомарова, С.Ф. Платонова, В.И. Буганова, Н.И. Павленко и многих других. Изучая работы этих авторов, я составляла свой текст, который и представлен в моей работе.

В русской науке и публицистике, так же как и в зарубежной, история России нередко делиться на два периода ─ допетровский и послепетровский. Такова притягательная сила личности Петра Великого, первого российского императора, великого реформатора, и значительность того места, которое он занял своими деяниями в истории. Российский историк Сергей Михайлович Соловьёв называл Петра революционером на троне, и подобный взгляд в своё время был весьма распространён.

Дирижер взмахивает палочкой, и в притихший зал льются звуки к «Хованщине» Мусоргского ─ знаменитое «Утро на Москве-реке». Гениальная музыка говорит не только о том, что человек встречает каждый день зарю, восход солнца, обновление жизни, но и о другом: под воздействием музыки перед мысленным взором слушателя встаёт обновлённая Россия, воспрянувшая от темноты к свету; начинается новая эпоха ─ эпоха Петра Первого, преобразователя России, выведшего её на новые пути, от косной старины, повернувшего к новым замыслам и идеям.

В произведениях поэтов и работах учёных, в творениях музыкантов и художников не обошлось, как водится, без преувеличений. Однако, сам Петр сознавал значение того, что при нём происходило, и что сделал он лично. Он хорошо понимал, что строит не на пустом месте, а продолжает дело своих предшественников. В 1717 году, однажды на пиру царь, будучи в зените славы, обратился к князю Долгорукому. Тот отличался честностью, прямотой, слыл неподкупностью, нередко спорил с царём в Сенате. Петр сказал:

─ Вот ты больше всех меня бранишь и так больно досаждаешь мне своими спорами, что я часто едва не теряю терпения. А как рассужу, то и увижу, что искренно меня и государство любишь и правду говоришь, за то я внутренне тебе благодарен. А теперь спрошу я тебя: как ты думаешь о делах отца моего и моих. И уверен, ты нелицемерно мне ответишь.

─ Изволь, государь, присесть (царь стоял за стулом, на котором сидел князь), а я подумаю.

Петр сел рядом с Долгоруким, тот не которое время молчал, обдумывая ответ и поглаживая длинные усы. Наконец сказал:

─ На вопрос твой нельзя ответить коротко, потому, что у тебя с отцом дела разные: в одном ты заслуживаешь хвалы и благодарности, в другом ─ твой отец. Три главных дела у царя: первое ─ внутренняя управа и правосудие. Это вше главное дело. Для этого у отца твоего было больше досуга, а у тебя ещё и времени подумать о том не было, и потому в этом твой отец больше тебя сделал. Но когда ты займешься этим, может быть, ты больше отцова сделаешь. Да и пора уж тебе об этом подумать. Другое дело военное. Этим делом твой отец много хвалы заслужил и великую пользу государству принёс, устройством регулярных войск тебе путь показал, но после него неразумные люди все его начинания расстроили, так что ты почти всё вновь начинал и в лучшее состояние привёл. Однако хоть и много я об этом думал, но ещё не знаю, кому из вас в этом деле предпочтение отдать, конец войны прямо нам это покажет. Третье дело ─ устройство флота, внешние союзы, отношения с иностранными государствами. В этом ты гораздо больше пользы государству принёс и себе чести заслужил, нежели твой отец, с чем надеюсь, и сам согласишься. Потому у умного государя не может быть глупых министров, ибо он может о достоинстве каждого рассудить и правые советы отличить.

Слова князя пришлись царю по душе. Он расцеловал Долгорукого.

─ Благий рабе. В мале был, еси мне верен, над многими тебя поставлю.

Слова Петра в духе евангельской притчи отразили его отношение к сказанному Долгоруким. В том, что нелицеприятно и тонко сформулировал умный князь, содержится своего обзор и прошлого и настоящего, дается высокая оценка, хотя говориться о недоделках и упущениях обоих царей ─ отца и сына.

Страницы: 1 2

Проведение и итоги крестьянской реформы 1861г.
Итак, 19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал документы реформы: Манифест1 И 17 законодательных актов(Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости; Положение о выкупе крестьянами, вышедшими ...

Дальнейшие перспективы и проблемы для России.
Россия не только выиграла от ликвидации Союза, но и потеряла, если сравнить ее нынешнее геополитическое положение с тем, которое имело Российское государство до октября 1917 г. Ее территории сжались, западные границы отодвинулись на восток. Она утратила самые важные порты, и выходы к морю на Балтике. Известно, что Россия граничит с трем ...

Историческая концепция А.Д. Градовского
События русской истории виделись Градовскому в духе теории последовательного закрепощения и раскрепощения сословий. Под влиянием внешних факторов (необходимость борьбы с многочисленными врагами, собирания исконных земель) самоуправляющиеся общины пожертвовали своими правами для усиления могущества государства и в результате были низведе ...