История » Политический портрет К.Е. Ворошилова » «Итоги и оценка политической деятельности Ворошилова»

«Итоги и оценка политической деятельности Ворошилова»

После войны Ворошилов почти полностью отошел от военных дел. Как член Политбюро и Бюро Совета Министров СССР он получил новое поручение – возглавил различные управления по культуре. Надо сказать, что Ворошилов иногда «курировал» культуру и до войны. Он, например, вел переписку с Репиным. Сталин очень хотел, чтобы великий русский художник вернулся в СССР. Давние дружеские отношения связывали Ворошилова с художником Налбандяном. Ворошилов же (вместе с Молотовым) осматривал скульптуру «Рабочий и колхозница» перед тем, как Сталин осмотрел и одобрил ее. Писатель А.Рекемчук так рассказывает об этом:

«Молотов и Ворошилов остановились, не дойдя полусотни шагов до статуи.

– Ну, как? – спросил Молотов. – На свежий взгляд?

Ворошилов смотрел, запрокинув голову.

– Что молчишь? – обеспокоился Молотов. – Неужели не нравится?

– Нравиться-то нравится…

– Так что же?

– Первый раз в жизни вижу, чтобы рабочий держал молот в левой руке.

Председатель Совнаркома вдруг оживился, стекла его пенсне засверкали:

– А может быть, он левша? Ты Лескова читал?

– Ладно, - кивнул Ворошилов. Но тотчас, оглянувшись, строго спросил Мухину: – Почему у девушки мешки под глазами? Нельзя ли убрать?

– Хорошо, уберу, - пообещала Вера Игнатьевна.

Климент Ефремович, наклоняясь к самому уху Молотова, сказал что-то. Подав знак, чтобы все оставались на месте, они вдвоем обошли изваяние кругом, бдительно вглядываясь в складки шарфа и отметенной ветром юбки (был донос, что в складках просматривается бородатое лицо).

Но при всем тщании нельзя было увидеть того, чего не было и не могло быть.

Они вернулись.

– Что хорошо, то хорошо, - заключил процедуру осмотра Молотов.

А Ворошилов впервые улыбнулся:

– Что здорово, то здорово!

Они направились к машинам, ждавшим у ворот»[20].

И вот теперь Ворошилов был поставлен во главе Бюро культуры при Совете Министров СССР. В ведении этого Бюро находились деятельность театров страны, Комитета по делам кинематографии, книгоиздательское дело. В служебном кабинете Ворошилова в Кремле теперь можно было встретить не генералов, а режиссеров, директоров крупных издательств, некоторых артистов. Конечно, основные вопросы культуры решались и ныне помимо Ворошилова. Так, например, ни один кинофильм не выходил на экраны страны без предварительного просмотра самим Сталиным. Однажды режиссер М.И.Ромм долго беседовал с Ворошиловым о создании документальных фильмов к 10-летию битвы под Москвой. Вместе с тем ощущалось, что Ворошилов находится при культуре, а не во главе ее, он просто опасался что-нибудь решать самостоятельно, хотя и был членом Политбюро. «Чувствую, что старею и глупею», - сказал в конце беседы Ворошилов.

[1] Энциклопедический словарь Гранат. 7-е изд. Т. 41. Ч. 1. Приложение. Стлб. 96.

[2] Цит. по: Парийский В., Жаворонков Г. В немилость впавший…// Советская культура. 1989. 23 февр.

[3] Ленинский сб. Т. 37. С. 138, 139.

[4] См.: Старов Н. Первая шашка Республики // Известия. 1988. 15 авг.

[5] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.

[6] Ворошилов К.Е. Статьи и речи. М., 1937. С. 174-175.

[7] Сталин: Сборник статей к 50-летию со дня рождения. М.; Л., 1929. С. 57.

[8] Ворошилов К.Е. Сталин и Вооруженные Силы СССР. М., 1951. С. 66.

[9] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.

[10] Цит. по: Ненароков А. Броня и кони // Московские новости. 1988. 3 апр.

[11] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.

[12] Цит. по: Анфилов В. Самые тяжкие годы // Литературная газета. 1989. 22 марта.

[13] Цит. по: Анфилов В. Самые тяжкие годы // Литературная газета. 1989. 22 марта.

[14] Военно-исторический журнал. 1989. № 1. С. 3 обложки.

[15] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.

[16] Ленинградская правда. 1941. 13 июля.

[17] Новиков В.Н. Армии нужно оружие // Вопросы истории. 1985. № 12. С. 84.

[18] Цит. по: Чистяков Б. Наркомвоенмор номер три // Смена (Ленинград). 1989. 19 февр.

[19] См.: Карпов В. Полководец // Новый мир. 1983. № 12. С. 99 – 100.

[20] Рекемчук А. Госприемка 1937-го года // Советская культура. 1988. 6 авг.

Социальный портрет Российской деревни.
Удельный вес крепостных крестьян в начале века составлял 40% по отношению ко всему населению страны. В разных регионах страны соотношение барщины и оброка было различным, поскольку оно зависело от экономической характеристики губернии. Так, в центральном районе, где был высок уровень промысловых занятий крестьян, большое распространение ...

«Ветры перемен». Гарольд Макмиллан   
Макмиллан родился в 1894г. В Лондоне в семье крупного издателя. С успехои,окончив самые престижные учебные заведения Великобритании-Итонский колледж и Оксфордский университет,он избрал карьеру политика в рядах консервативной партии. Он призывал к решительному изменению традиционной политики тори,отстаивал идеи смешанной экономики со зна ...

Отрицательные стороны чинопроизводства
Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона. Однако по мере утверждения &qu ...