Введение
Страница 1

Данная работа посвящена методам управления империей династией Цинь в Древнем Китае, что представляет особый интерес резким противостоянием 2-х идеологических направлений в государственности – конфуцианства и легизма. В столкновении конфуцианства и легизма вырисовывается проблема государственности (одна из первых и в наше время) – роль стихийного, традиционного и рассудочного в строительстве государства и права.

Объект исследования: социальная история Китая.

Предмет исследования: процесс создания империи, а также систем реформ и нововведений при династии Цинь.

Территориальные рамки исследования: царства Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу.

Хронологические рамки:

Термин «Чжаньго» («Сражающиеся царства») впервые упоминается в памятниках V-III в.в. Тогда им обозначали семь сильнейших царств: Чжао, Хань, Вэй, Ци, Янь, Цинь и Чу, внешняя и внутренняя политика которых активно влияла на ход исторических событий. После того как царство Цинь, возвысившись, уничтожило шесть своих соперников и было создано первое в истории Китая централизованное государство, этот политико-географический термин постепенно трансформировался в название исторического периода (453-221 гг. до н.э.) [14, 199].

Первостепенными и важнейшими источниками по истории этого периода являются письменные источники. Прежде всего, это первая сводная всеобщая история Китая «Ши Цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня.

Это — по выражению Ю.Л.Кроля, «первая Всеобщая история Китая» [15, 8], созданная величайшим историком Сыма Цянем, при дворе ханьского императора У-ди. О деятельности Цинь Шихуана можно судить по главе 6 «Основные записи о деяниях Цинь Шихуана» [19, 178]. Сам автор для себя считал главным не просто изложить и описать события, а постараться объяснить их внутреннюю логику, причинность и закономерность их развития.

В III веке до н.э. была написана «Шанцзюньшу» («Книга правителя области Шан»). Ее авторство приписывается государственному деятелю царства Цинь Гуньсун Яну (Шан Яну). В «Шанцюньшу» содержится богатый фактический материал о жизни различных классов и слоев населения в царстве Цинь.

«Шанцзюньшу» - один из наиболее ценных источников для изучения сущности и содержания реформ Шан Яна [19 ,170].

Истоки древнекитайского законодательства описаны Бань Гу в 23 главе «Обозрение законов» («Ханьшу») [19, 185].

Еще один немаловажный источник - «Чжаньгоцэ» («Планы Сражающихся царств») – единственный дошедший до нас исторический труд, специально посвященный от начала до конца событиям и деятелям времени Чжаньго. В нем представлены речи, беседы, послания, имеющие сведения о самых разных сторонах жизни китайского общества и государства.

Отдельную группу письменных источников по истории Китая V-III вв. составляют военные трактаты.

Важнейшими из них считались «Сунь-Цзы» и «У-Цзы». Оба труда помогают расширить, уточнить знания о военно-политических коллизиях, потрясавших страну в V-III вв. до н.э., о военной мысли и практике, различных событиях гражданской истории [14, 200].

Также в сочинениях философов и мыслителей того времени есть немало сведений об обстановке, нравах и событиях этого периода.

Страницы: 1 2

Лидеры Алаш-Орды: А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, М. Шокаев.
Алихан Букейханов 1866-1937 Высшее образование получил в Петрограде, окончил Лесной институт, один из самых престижных в то время. Избирался депутатом Государственной думы России. Находясь в гуще политических событий переломного для Российской империи периода - в преддверии Февральской революции 1917 года, прекрасно понимал обстановку ...

Созыв Генеральных Штатов и начало революции
Во Франции устои старого режима расшатывали не только конфликты между аристократией и королевскими министрами, но также экономические и идеологические факторы. С 1730-х годов в стране происходил постоянный рост цен, вызванный обесцениванием нараставшей массы металлических денег и расширением льгот по кредитам - при отсутствии роста прои ...

«Черняховцы» и готы
Но здесь на помощь приходит археология. Археологи в соответствии с типом обнаруженных памятников выделяют те или иные археологические культуры. Их идентификация с определенными этносами весьма затруднена, поскольку доказано, что одни и те же этносы могут в своих частях различаться по материальной культуре, тогда как у разных этносов мог ...