Громады. Михаил Драгоманов
Страница 1

Национальное самосознание масс на Украине стремились активно развивать так называемые громады, возникшие в конце 50-х — начале 60-х годов XIX в. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах. Это были полулегальные кружки без каких-либо определенных программ и уставов. В них объединялись демократически или либерально настроенная интеллигенция и другие слои населения. Основное внимание члены громад уделяли образовательной деятельности, которую считали важным средством борьбы против национальных притеснений на Украине со стороны царизма.

Печатным органом громад стал первый украинский литературно-художественный и историко-публицистический журнал «Основа», выходивший в 1861 —1862 гг. в Петербурге под редакцией бывших кирилло-мефодиевцев В.М. Белозерского, Н.И. Костомарова, П.А. Кулиша. Журнал приветствовал крестьянскую реформу 1861 г., высказывал надежды на проведение царизмом других буржуазных реформ, призывал интеллигенцию расширять культурно-просветительную деятельность. На страницах «Основы» появлялись и художественные произведения революционно-демократических и других прогрессивных писателей: Т.Г. Шевченко, Марко Вовчок, С.В. Руданского, Л.И. Глибова и других. Журнал просуществовал около двух лет и самоликвидировался из-за постоянных цензурных преследований и нехватки средств на его издание.

Новый этап оживления деятельности громад начался в 70-х годах XIX в. В 1873—1876 гг. активисты громад через Юго-Западный отдел Российского географического общества развернули большую работу по изучению экономики, истории, географии, естествоведения, фольклора Украины. В 1874 г. они провели в Киеве III Всероссийский археологический съезд, в котором участвовали выдающиеся отечественные и зарубежные ученые* Ведущую роль во всей этой разносторонней деятельности начали играть представители прогрессивной интеллигенции. Они создали левое крыло киевской громады. А после официального запрета царизмом в 1876 г. их деятельности многие активисты эмигрировали за границу.

Ученые-обществоведы М.П. Драгоманов, С.А. Подолинский, а также писатель М.И. Павлык начали издавать в Швейцарии на украинском языке литературу и журнал «Громада». Правда, дело это вскоре было свернуто, поскольку не получило финансовой поддержки со стороны единомышленников на Украине. Так называемым «старым громадовцам», которые отстаивали полную лояльность (благонамеренность) к царизму, эти зарубежные издания показались чересчур радикальными (решительными), даже революционными. И наоборот, из-за либеральной и национальной ограниченности содержания многие публикации не одобрялись радикально настроенными членами так называемых «молодых громад», которые возникли тогда во многих городах Украины и общались с революционно-народническими кружками.

Главным организатором украинской прессы за границей был М. П. Драгоманов — человек противоречивого мировоззрения, в котором сочетались демократические и прогрессивные взгляды с либеральными и консервативными. В своих публицистических произведениях он выступал против социального и национального порабощения народов царизмом и Австро-Венгерской империей, отстаивал право украинского народа на развитие своей национальной культуры, призывал к духовному единению украинского народа с русским («Письма на Надднепрянскую Украину», «Шевченко, украинофилы и социализм» и др.). Вместе с тем М. П. Драгоманов с буржуазно-либеральных позиций критиковал русских и польских революционеров, огульно осуждал какой бы то ни было централизм (даже демократический) относительно государственного устройства, не понял прогрессивного значения польско-шляхетского революционного движения XIX в. и т. д. Его публикации с изложением таких взглядов были подвергнуты критике со стороны русских народовольцев, украинских революционеров-демократов, деятелей всероссийской социал-демократии. В. И. Ленин называл М. Драгоманова «националистическим мещанином», но и использовал его антицаристские сочинения.

Страницы: 1 2

древний Гуннское нашествие и его последствия
Уже давно в науке утвердилось понятие «Великое переселение народов», которое обычно датируется IV–VII вв. Очевидно, его хронологические рамки следует расширить в обе стороны, поскольку масштабные перемещения племен (преимущественно с востока), приведшие к значительным изменениям этнической и политической карты Евразии, начались еще до н ...

Турция ХУП - ХУШ вв.. Разложение Османской империи. Кризис государственности и военные неудачи
При характеристике состояния державы турецких султанов ХУШ столетия историки чаще всего используют понятие «упадок». В подтверждение этого они ссылаются на факты, свидетельствующие о падении османского военного могущества, снижении эффективности аппарата государственного управления, усилении сепаратизма и внутренних неурядиц в провинция ...

Культура Бирмы в Новое время
Период Нового времени отмечен подъемом в развитии культуры народов Бирмы, основавшейся в первую очередь на буддистской религиозной традиции. В XV в. сложилась бирманская поэзия как религиозная, так и светская. Сочиняли стихотворные произведения по преимуществу монахи, часто жившие при дворцах правителей. Тогда же появляются и прозаичес ...