Громады. Михаил Драгоманов
Страница 1

Национальное самосознание масс на Украине стремились активно развивать так называемые громады, возникшие в конце 50-х — начале 60-х годов XIX в. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах. Это были полулегальные кружки без каких-либо определенных программ и уставов. В них объединялись демократически или либерально настроенная интеллигенция и другие слои населения. Основное внимание члены громад уделяли образовательной деятельности, которую считали важным средством борьбы против национальных притеснений на Украине со стороны царизма.

Печатным органом громад стал первый украинский литературно-художественный и историко-публицистический журнал «Основа», выходивший в 1861 —1862 гг. в Петербурге под редакцией бывших кирилло-мефодиевцев В.М. Белозерского, Н.И. Костомарова, П.А. Кулиша. Журнал приветствовал крестьянскую реформу 1861 г., высказывал надежды на проведение царизмом других буржуазных реформ, призывал интеллигенцию расширять культурно-просветительную деятельность. На страницах «Основы» появлялись и художественные произведения революционно-демократических и других прогрессивных писателей: Т.Г. Шевченко, Марко Вовчок, С.В. Руданского, Л.И. Глибова и других. Журнал просуществовал около двух лет и самоликвидировался из-за постоянных цензурных преследований и нехватки средств на его издание.

Новый этап оживления деятельности громад начался в 70-х годах XIX в. В 1873—1876 гг. активисты громад через Юго-Западный отдел Российского географического общества развернули большую работу по изучению экономики, истории, географии, естествоведения, фольклора Украины. В 1874 г. они провели в Киеве III Всероссийский археологический съезд, в котором участвовали выдающиеся отечественные и зарубежные ученые* Ведущую роль во всей этой разносторонней деятельности начали играть представители прогрессивной интеллигенции. Они создали левое крыло киевской громады. А после официального запрета царизмом в 1876 г. их деятельности многие активисты эмигрировали за границу.

Ученые-обществоведы М.П. Драгоманов, С.А. Подолинский, а также писатель М.И. Павлык начали издавать в Швейцарии на украинском языке литературу и журнал «Громада». Правда, дело это вскоре было свернуто, поскольку не получило финансовой поддержки со стороны единомышленников на Украине. Так называемым «старым громадовцам», которые отстаивали полную лояльность (благонамеренность) к царизму, эти зарубежные издания показались чересчур радикальными (решительными), даже революционными. И наоборот, из-за либеральной и национальной ограниченности содержания многие публикации не одобрялись радикально настроенными членами так называемых «молодых громад», которые возникли тогда во многих городах Украины и общались с революционно-народническими кружками.

Главным организатором украинской прессы за границей был М. П. Драгоманов — человек противоречивого мировоззрения, в котором сочетались демократические и прогрессивные взгляды с либеральными и консервативными. В своих публицистических произведениях он выступал против социального и национального порабощения народов царизмом и Австро-Венгерской империей, отстаивал право украинского народа на развитие своей национальной культуры, призывал к духовному единению украинского народа с русским («Письма на Надднепрянскую Украину», «Шевченко, украинофилы и социализм» и др.). Вместе с тем М. П. Драгоманов с буржуазно-либеральных позиций критиковал русских и польских революционеров, огульно осуждал какой бы то ни было централизм (даже демократический) относительно государственного устройства, не понял прогрессивного значения польско-шляхетского революционного движения XIX в. и т. д. Его публикации с изложением таких взглядов были подвергнуты критике со стороны русских народовольцев, украинских революционеров-демократов, деятелей всероссийской социал-демократии. В. И. Ленин называл М. Драгоманова «националистическим мещанином», но и использовал его антицаристские сочинения.

Страницы: 1 2

Изобразительное искусство
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и не ...

Босния и Герцеговина в составе Османской Турции (конец XVIII в. — 1878 г.).
В первые десятилетия XIX в. власть султанского правительства настолько ослабла, что фактически Босния и Герцеговина существовала как административно-политическая автономия, хотя и не оформленная юридически. Реформы, которые пытался проводить Селим III, вызывали активное сопротивление. Местные феодалы, в подавляющем своем большинстве мус ...

"Джон Гальяно: Москва, Питер, Токио"
Перед показом своей новой коллекции от кутюр Джон Гальяно посетил Санкт-Петербург, Москву, а также съездил в Японию. Из своего путешествия Гальяно почерпнул так много новых идей, что коллекция получилась довольно большой. "В конце концов", - сказал Гальяно за кулисами, - "это все - мое сумасшествие". Да это так, но в ...