История » Советско-афганская война 1979-1989 гг. » Советско-афганские отношения в 1978-1979 годах

Советско-афганские отношения в 1978-1979 годах
Страница 3

О сложившейся в стране ситуации известный советский востоковед Ю. Ганковский пишет: «За изъятые земли компенсация не выплачивалась даже тем землевладельцам, кто служил в армии. Это сделало многих военнослужащих восприимчивыми к антиправительственной пропаганде. Оформление документов на землю было связано для крестьян с большими расходами, так как им надо было платить не только за получаемые по реформе участки, но и за те, что у них были раньше. Во многих районах отказавшимся брать на таких условиях землю крестьянам угрожали репрессиями. Все это привело к тому, что большая часть афганского крестьянства не приняла революционных преобразований. А это резко сузило социальную базу революции. Началась массовая эмиграция населения в приграничные районы Пакистана, Ирана. Все это искусно использовали силы внутренней контрреволюции, развернувшие необъявленную войну против революционного Афганистана». В результате массовой эмиграции из страны убыло до 7.000.000 человек, из них более 4.000.000 в Пакистан, 1.000.000 в Иран, а также на Ближний Восток, в Китай и другие страны. Многие из них вскоре прошли обучение в специальных военных лагерях и вернулись в составах отрядов моджахедов в Афганистан. Молодое же поколение, изучив в медресе основы исламского фундаментализма и пройдя подготовку у военных инструкторов, впоследствии было организовано в движение, получившее название «Талибан» (в переводе «Страждущие»).[50]

Однако самые серьезные ошибки были допущены в сфере религии. Было запрещено обучение исламу, осквернены многие минареты и мечети, по приказу X. Амина физически уничтожено большое количество мулл. А это было смерти подобно. Для справки: в Афганистане, где господствовали феодальные отношения, нищета, безграмотность и фанатичная религиозность, было 40.000 мечетей и 300.000 мулл. Фактически именно они правили страной, проповедуя ислам в самых консервативных формах.

Число жертв репрессий Х. Амина достигло 50.000 человек.[51]

Итог: к концу 1979 г. обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза падения левого режима, что могло привести к росту влияния стран Запада у южных границ СССР, а также к переносу вооруженной борьбы на территорию его среднеазиатских республик.

А Х. Амин лично обращался к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу 7 раз с просьбой о вводе войск. Однако советское руководство колебалось.

Тем самым, уже одну причину ввода советских войск мы видим – помощь просоветскому правительству Афганистана в борьбе с исламской оппозицией.

Но это не самая главная причина. Гораздо более важной была другая – опасность переноса исламской оппозицией вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. И эта причина не выдумана советской пропагандой, масса фактов говорит, что эта опасность была более чем реальной и последующая история тому доказательство.

Кратко об исламской оппозиции. В Афганистане была создана организация «Мусульманская молодежь». Она проповедовала исламское фундаменталистское течение, которое восприняло у арабских «Братьев-мусульман» не только их идеи, но и формы идеологической и политической борьбы, вплоть до политического террора.

Но было бы неправильно утверждать, что исламское фундаменталистское течение в Афганистане ограничивалось деятельностью «Мусульманской молодежи». В стране были и другие центры притяжения последователей исламского фундаментализма.

В короткое время было создано два основных центра фундаменталистских организаций — Исламская партия Афганистана (ИПА) под руководством Г. Хекматьяра и Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. Эти организации фактически поглотили организацию «Мусульманская молодежь», которая прекратила свое существование в 1975 г.

То есть, в качестве лидеров исламской оппозиции в Афганистане в это время выдвинулись пуштун Гульбеддин Хекматъяр и таджик Бурхануддин Раббани. Правительство Пакистана предоставило обоим убежище, а также занялось подготовкой и организацией их сторонников на базах пакистанской Межведомственной разведки (ИСИ) в районе Пешавара, под руководством пакистанских инструкторов. Впоследствии в пограничных районах Пакистана (особенно в Северо-Западной Пограничной провинции) начали создаваться специальные базы подготовки боевиков и вербовочные центры. В финансировании афганских исламистов приняла участие и Саудовская Аравия, правительство которой начало предоставлять им помощь еще в 1975 году. Следует сказать, что вооруженная группировка Хекматьяра, «Хезб-и-Ислами», была создана при прямой поддержке пакистанской ИСИ еще в начале 1970 года в качестве «передового отряда афганского джихада». Позже сам президент Пакистана Зия-уль-Хак признавался, что «именно Пакистан сделал Гульбеддина Хекматьяра афганским вождем».[52] По некоторым утверждениям, пакистанцам кандидатуру Хекматьяра предложила британская разведка, поскольку тот представлял собой наиболее непримиримый тип фундаменталиста. Именно такие люди, по мнению английских спецслужб, могли дестабилизировать «кризисный полумесяц» Среднего Востока. Все эти данные, к слову сказать, опровергают широко пропагандируемое утверждение, что главным виновником многолетней войны в Афганистане стал Советский Союз и что борьба афганской оппозиции возникла как реакция на ввод советских войск.[53]

Страницы: 1 2 3 4 5

Б.Н. Чичерин о гражданском обществе и о его взаимосвязи с государством
Идея «гражданского общества» в настоящий момент является неотъемлемой частью либерального мировоззрения. Взаимоотношения между государством и гражданским обществом – ключевая проблема во многих государствах мира. Остро эта проблема стояла и в Российской империи. Концепция «гражданского общества» в наибольшей степени была разработана в н ...

Книга II. Введение
Вторая книга “Московии” гораздо более обширна по объему, чем первая, и состоит из 19 отдельных глав. Если в первом “комментарии” Поссевино в основном освещает вопросы религии и намечает планы идеологического наступления на Россию, то вторая книга посвящена описанию самой Московии, ее внешней и внутренней политики, городов, крепостей, о ...

Детство. Первое обучение
Отец Петра, Алексей Михайлович, был женат с 1648 года по 1669 на Марте Ильиничне Милославской. От этого брака у него было 13 детей. Только два из них – Фёдор и Иван пережили его. Но и они оба были болезненными, у Федора была цинга, Иван страдал глазами, заикался, был слаб телом и рассудком. Свою вторую жену, царь Алексей Михайлович вст ...