Боевые действия
Страница 2

3. Вывод из Афганистана первых 6 полков: танкового, двух мотострелковых и трех зенитных (октябрь 1986 г.).

4. Избрание Генеральным секретарем ЦК НДПА и Председателем Ревсовета ДРА Наджибуллы (1986). Постепенное формирование программы национального мира.[136]

Основные события четвертого периода (январь 1987 г. — февраль 1989 г.)

Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения; активная деятельность по укреплению режима; завершение становления вооруженных сил ДРА; продолжающаяся поддержка боевой деятельности афганских войск; подготовка советских войск к выводу и полный их вывод.

1. Одна из последних совместных операций в Афганистане — боевые действия под кодовым названием «Магистраль» по деблокированию дороги Гардез — Хост и проводке автомобильных колонн с запасами материальных средств для населения и гарнизона Хоста. Политическая цель операции — срыв замыслов руководства оппозиции по отторжению округа Хост от ДРА и размещению на его территории своего «правительства». Руководил боевыми действиями командующий 40-й армией генерал-лейтенант Б.В. Громов (ноябрь — декабрь 1987 г.). В операции участвовала группировка, включавшая 14 советских батальонов.

2. Принятие декларации Ревсовета ДРА «О национальном примирении» (3 января 1987 г.). Отказ непримиримой оппозиции от сотрудничества и примирения с властями Афганистана. Проведение афгано-пакистанских переговоров по вопросам урегулирования отношений между двумя странами, которые велись через Д. Кордовеса — личного представителя Генерального секретаря ООН (с 1982 г.).

3. Подписание Министром обороны СССР директивы на вывод войск (7 апреля 1988 г.). Начало вывода войск из Джелалабада (с 15 мая), Кабула (с 16 мая). Торжественный вывод первых советских колонн (завершение вывода 15 февраля 1989 г.).[137]

Действия афганских душманов и иностранных наемников и террористов.

Афганским душманам и наемникам не нужны были долгие годы для осознания того факта, что в открытом бою они будут наголову разбиты регулярной армией, которая превосходит их если не численностью, то подготовкой, вооружением и техническим оснащением.

Примечательно, что у душманов, по сути, отсутствовало единое командование. Это было связано с этническим, географическим и конфессиональным разобщением народа Афганистана. Все попытки объединить их усилия под единое командование ни к чему не привели. Реальной властью в афганском сопротивлении обладали лишь полевые командиры. Среди наиболее известных полевых командиров моджахедов следует отметить таджика Ахмад Шаха Масуда, действовавшего в северных провинциях и командующего отрядами в долине Панджшер. [138]

Ахмад Шах Масуд (его имя в переводе означает «счастливый»). Родился в 1954 г. в кишлаке Джангалак в уезде Панджшер провинции Парван (по другим данным — в кишлаке Базарак того же уезда), в семье полковника афганской армии. По национальности таджик. В 1973 г. окончил привилегированный лицей Эстекляль и поступил в Кабульский политехнический институт, где сошелся с некоторыми членами фундаменталистских организаций «Мусульманское братство» и «Мусульманская молодежь», особенно с Бурхануддином Раббани. За участие в антиправительственных выступлениях был вынужден бросить учебу и вернуться в Панджшер, где создал небольшой вооруженный отряд. После Панджшерского мятежа бежал в Пакистан. Оттуда, по некоторым сведениям, он перебрался на Ближний Восток, где в течение некоторого времени проходил военную подготовку в лагерях палестинских повстанцев и якобы даже участвовал в боевых действиях против Израиля в рядах "Организации освобождения Палестины (ООП). В 1978 г. вернулся в Пакистан, а оттуда в иранский Мешхед, где находилась штаб-квартира «Джамиат-и-Ислами», возглавляемая Б. Раббани, и стал его ближайшим помощником по военным вопросам. В 1979 г. был направлен в Афганистан во главе вооруженного отряда для борьбы против кабульского режима. К лету 1982 г. его группировка насчитывала в общей сложности более 2.500 человек, а в середине 1980-х— 17.000 бойцов, объединенных в 335 отрядов, которые действовали более чем в 10 провинциях Афганистана (в основном на северо-востоке страны, в районах исконного проживания национальных меньшинств таджиков, узбеков и хазарейцев). Главной базой отрядов Масуда стала Панджшерская долина. Здесь был создан своего рода укрепленный район, где были оборудованы огневые позиции для крупнокалиберных пулеметов, подготовлены участки обороны, распределенные между отдельными группами. [139]

Масуд без сомнения был самым талантливым и лучшим боевым командиром афганской исламской оппозиции, намного превосходя военными дарованиями всех командиров душманов.

Также следует отметить Абдулу Хака, оперировавшего в Кабуле и его окрестностях; Амина Бардака, действовавшего в основном в провинциях Вардак и Газни; Сайда Джаграна, Джалаллудина. Кроме того, в Афганистане действовали еще несколько сот региональных командиров отрядов, большей частью самостоятельно. Они имели разный боевой опыт. Многие из них вообще не отличались военными талантами, что нередко приводило к большим потерям там, где этого можно было избежать. Некоторые из полевых командиров имели военное образование, полученное в том числе и в советских военных учебных заведениях. Например, полковник Рауф, бывший капитан 24-го пехотного файзабадского полка Вазир Хистаки (командир отряда моджахедов, действовавших в районе Файзабада), окончивший, по некоторым данным, академию им. М.В. Фрунзе, полковник Сарвар (бывший военный атташе ДРА в Индии), действовавший в Нуристане, и др.[140]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Итоги коллективизации.
Колхозная жизнь строилась в таких формах, что одновременно с обогащением и механизацией средств производства снижалось, если так можно выразиться, качество главной производительной силы сельского хозяйства- крестьянского умения и крестьянского желания вести хозяйство на земле. Уже в самый момент создания колхозов массовое раскулачивание ...

Культура Монголии в Новое время.
Определяющее влияние на развитие монгольской культуры XVI-XIX вв. оказал буддизм. В XVI в. на монгольский язык были переведены с тибеткского произведения классической буддийской литературы – «Ганджар» и «Данжур». В тот же период был создан новый ойратский алфавит тоу бичиг (ясное письмо). В XVII вв. появляется ряд произведений, которы ...

Предпосылки
Декабристы, деятели русского освободительного движения первой четверти девятнадцатого века. Их движение возникло в кругу образованной дворянской молодёжи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей Великой Французской революции. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознан ...