ЗаключениеСтраница 1
Деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально-экономического, общественно-политического и культурного развития края. Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. Самоотверженно и бескорыстно трудились декабристы на ниве просвещения.
Чтобы представить удручающе низкий уровень образования и культуры Сибири первой половины XIX столетия, достаточно сказать, что на такой громадной территории насчитывалось всего двадцать приходских училищ, три гимназии и ни одного университета. Не выходило ни одной газеты, не было ни одной книжной лавки. Без преувеличения можно сказать, что в отсутствии адекватной образовательной политики царского правительства эту гигантскую задачу выполнили в Сибири декабристы. Вопреки приказу, запрещающему ссыльным преподавательскую деятельность, декабристы учили всюду: и на каторге, и на поселении. Глубоко продуманное стремление декабристов к общественно-образовательной и культурно-воспитательной деятельности пробило первую брешь даже в тюремной стене Петровского завода.
Притягательность высокой образованности и гуманной культуры, олицетворением которой для сибиряков стали декабристы, а также сильное стремление населения края к просвещению преодолели все запреты. И на поселении педагогическая и культурно-образовательная деятельность декабристов стала более разносторонней и многонаправленной. Они учили детей и взрослых, русских и инородцев, каторжников и поселенцев. Учили грамоте и ремёслам, наукам и искусствам, учили добру и справедливости. Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история. Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала. Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.
Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда. О характере и результативности педагогической деятельности декабристов в Сибири наиболее наглядно можно судить по ялуторовским школам. Из школ декабристов вышло немало талантливых людей, испытавших культурное и нравственное влияние дворянских революционеров и пополнивших впоследствии ряды сибирской интеллигенции.
Практический вклад декабристов в развитие образования достаточно велик. Декабристам удалось добиться значительного изменения в положении с образованием в тех местностях Сибири, где они находились на поселении. Практическая образовательная деятельность декабристов в Сибири, определяемая их теоретическими педагогическими взглядами, учитывала также специфику местных национальных, культурных, социальных и природных условий. Важным в этой деятельности было то, что многие из декабристов стремились не просто обучить детей местных жителей элементарным знаниям, а обеспечить полноценное образование с опорой на передовые идеи и с ориентацией на конкретные и очень широкие социальные потребности Сибири.
Нравственное воспитание в деятельности декабристов было направлено на становление гуманной, социально-активной личности – патриота своей Родины. Декабристы не применяли телесных наказаний, вели беседы со своими воспитанниками, участвовали в их играх. Образовательная деятельность декабристов имела большое практическое и социальное значение. Образование выступало как важная движущая сила общекультурного процесса. Содействуя выработке знаний, умений, навыков, нравственных качеств и мировоззрения людей, оно одновременно было направлено на подъем духовного уровня Сибири. Через формирование нового культурного облика общества оно призвано было способствовать и подъему производительных сил этого региона России.
Правление Лжедмитрия
I (1605 - 1606 гг.).
Через несколько месяцев после кончины Б. Годунова самозванец торжественно въехал в Москву. Москва колокольным звоном встречала, как она считала, сына Ивана Грозного - царевича Димитрия. Димитрий был венчан на престол и стал новым царём.
Новый царь сразу же принялся за дела правления. И такого царя Москва ещё не знала. Под страхом смерт ...
Социально-политическая эволюция рабочего населения Ярославля в 1900-1918
гг.
В начале ХХ века Ярославль не принадлежал к числу индустриальных центров. Крупной тяжелой промышленности, считавшейся в те годы главным оплотом организованного рабочего движения, и ассоциировавшейся в произведениях социал-демократических публицистов с высокой «пролетарской сознательностью», в Ярославле не было вовсе. Зато имелось множес ...
«Новые османы»
Постепенно в некоторых кругах турецкого общества стала зреть недовольство правящими кругами. Чаще всего непосредственными виновником создавшегося положения эти люди считали турецкого султана. Выразителем этого смутного на первых порах недовольства, явилась турецкая интеллигенция феодально-бюрократическая по своему происхождению. Зачатки ...