Введение
Страница 1

Развитые экономика и политический строй булгар, наличие единой территории, государственности, сложение народности предполагают и развитую духовную культуру.

Актуальность исследования данной темы несомненна. Вполне справедливы указания ряда крупных наших ученых на огромное значение культуры для понимания истории. Действительно история народов выражалась не только в развитии экономики и в политических событиях, но и во всем богатстве духовной и художественной деятельности людей. В этом проявляется единство историко-культурного процесса.

Изучение духовной культуры Волжской Булгарии представляет значительную важность потому, что это государство сыграло существенную роль в судьбах народностей Поволжья и Приуралья, в той или иной степени унаследовавших культурные достижения волжских булгар. Следовательно, без знания духовной культуры Волжской Булгарии нельзя в полной мере осмыслить и оценить культурные завоевания современных народов Поволжско-Приуральского региона.

Предметом изучения данной работы будет Духовная культура Волжской Булгарии с VIII вв. до XIII вв. в период ее становления как единого государства с развитой духовной культурой.

Для определения процессов создания элементов духовной культуры были поставлены следующие задачи.

В первой главе: определить с какого периода происходили значительные изменения в области культуры; проследить, как развивалась в то время в стране с/х, ремесленное производство и торговля; проанализировать, как повлияла на духовную и культурную жизнь булгар принятие ислама.

Во второй главе: показать, как тесные культурные связи с арабским миром повлияли на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы; определить уровни их достижения; раскрыть влияние мусульманизированности страны на развитие всей духовной культуры Волжской Булгарии.

Хронологические рамки работы охватывают период от формирования Волжской Булгарии как государства VII-X вв., до золотоордынского периода 1236-XIV вв., т.е. до монгольского нашествия.

Историю Волжской Булгарии принято подразделять на три крупных периода: раннебулгарский (VIII – первая четверть X вв), домонгольский (вторая четверть X – нач. XIII вв) и золотоордынский (1236 – XIVвв).

Временем значительного экономического, культурного развития и государственной самостоятельности Булгарии явился домонгольский период, т.е. период до монгольского нашествия.

Основу экономики страны составляли развитое для своего времени сельское хозяйство, ремесленное производство и разветвленная торговля. Главной отраслью сельского хозяйства было пашенное земледелие. Наряду с земледелием большое значение в сельском хозяйстве страны имело животноводство, которое служило источником сырья для ремесленного, прежде всего кожевенного и косторезного производства. Уже в период формирования государства основные ремесла становятся самостоятельными с выполнением изделий по заказу или же на рынок. К таким производствам относятся черная и цветная металлургия, кузнечное, стеклодельное, гончарное, кожевенное, косторезное, деревообрабатывающее, ювелирное ремесла.

Волжская Булгария возникла в районе слияния Камы с Волгой, т.е. на важнейших торговым магистралях Азии и Европы. Была развита не только булгарская внутренняя торговля, но и производство ряда товаров в экспорт.

Градостроительство и городская культура в целом стояли на весьма высоком уровне. Подавляющее большинство булгарских городов датируется домонгольским периодом. Такие крупные города, как Биляр, Булгар, Сувар, "Муромский замок", Ошель, Джукетау, возникшие еще в X в., были хорошо известны далеко за пределами страны. Следует отметить, что упомянутые здания - самые ранние кирпичные сооружения в Восточной Европе - свидетельствуют о высоком уровне инженерно-строительного дела и архитектурной мысли в Волжской Булгарии домонгольского периода.

Вопросы социально-политического развития Волжской Булгарии до сих пор волнуют многих исследователей. Нам представляется, что она в своем социально-политическом развитии прошла примерно тот же путь, что и Древняя Русь и другие западные средневековые государства, но со значительными элементами, характерными для государств мусульманского мира.1

Страницы: 1 2 3 4 5

Введение.
Прежде всего, следует отметить, что данная тема весьма слабо изучалась в отечественной историографии, а соответственно, не так уж много работ рассматривают данную проблематику. В качестве основных работ, которые касаются рассмотрения данной темы, являются работа Рындзюнского П. Г. «Городское гражданство дореформенной России». М, 1958 и ...

Социально-экономическое положение страны после окончания гражданской войны и иностранной интервенции
В стране разразился экономический кризис. Лишь «…по окончании войны, - признавал Ленин, - мы увидели всю ту степень разорения и нищеты, которые надолго осуждают нас на простое только излечение ран»[1]. За годы мировой и гражданских войн страна потеряла более четверти своего национального богатства. Национальный доход сократился с 11 млр ...

“План Дауэса”
В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого “Плана Дауэса”. Первым ...