Введение
Страница 2

Верхушка Волжской Булгарии для упрочнения своей власти еще в IX веке принимает и стремится распространить среди населения молодую еще в ту пору религию – ислам. Устанавливаются дипломатические, политические связи с Арабским Халифатом, Средней Азией, Древней Русью.

В период формирования Волжской Булгарии как государства (VII – X вв) этнический состав ее населения был еще довольно пестрым. В материальной культуре Волжской Булгарии раннего периода (VIII – X вв) археологи фиксируют два основных компонента – болгаро-салтовский и прикамско-приуральский. Оба компонента характеризуются многослойностью. Наряду с тюркоязычными племенами (берсула, эсегелы, сувары и т.д.) здесь жили и финно-язычные племена – предки мари, мордовы, пермяков и т.д.

Еще до принятия ислама волжские булгары имели богатую письменность, основывавшуюся на древнетюркских рунах орхонского типа. Письменность развивалась и распространялась, как средство эффективно содействовать экономике (торговля) и политике. С принятием ислама руническую письменность сменила арабская. Ислам стал ядром, вокруг которого развивалась вся духовная культурная жизнь Волжской Булгарии. Арабская письменность была не только средством распространения новой религии. Но и ключом к знаниям, открывающим дверь в богатейшее культурное наследие мусульманского Востока.

Еще в начале X в., в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности. Примерно к XII веку сложился литературный булгарский язык, способствовавший постепенному стиранию межплеменных языковых различий 2.

1 Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура – Казань: книж. из-во, 1990-192 с.

2 Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней. 2001 – 288с.

Появление литературного языка оказало глубокое влияние на систему образования. Во многих городах и селениях Волжской Булгарии имелись школы, в которых светским предметам уделялось не меньшее внимание, чем обучению религиозным канонам.

Установившиеся тесные культурные связи с арабским миром способствовали развитию у булгар просвещения, научных знаний и литературы.

Научные представления в средневековье были тесно связаны друг с другом. Например, история механики связана с историей строительства, архитектуры. Не используя разнообразные подъемные механизмы, не распределяя большие массы, строить многочисленные мечети, общественные здания, крепостные стены было невозможно

Развитие математических знаний было тесно связано с развитием торговли, земледелия, денежной податной системой и т.д.

Необходимость развития наук диктовались социально-экономическими и духовными потребностями самого булгарского общества.

Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и усвоения достижений других народ.

Булгарские ученые, богословы, писавшие свои сочинения на арабском языке, были довольно хорошо известны в Средней Азии, Хорасане. Впоследствии сама столица Волжской Булгарии, имевшая известное на Востоке медресе, становится одним из лучших научных центров. Известно стремление и самих восточных ученых получить образование в Булгарах.

В Волжской Булгарии развивались различные науки: математика и астрономия, химия и медицина, география и история и т.д.

Как и в странах Востока, у булгар развивалась вычислительная математика, столь необходимая в торговле, строительстве, ремесленном производстве, канцелярском деле.

Булгары обладали высокоразвитой метрологической культурой. Метрология булгар выделилась в особую систему знаний. Наличие вещественных мер в виде гирей, линеечек и т.д. позволяло воспроизводить большое количество одинаковых мер. Это обстоятельство открывало путь к использованию математических действий.

Более сложные математические расчеты требовала архитектура. Останки показывают, что здания и сооружения имеют сложную конструкцию, четкие пропорции, продуманную соразмерность и строгую логику архитектурного замысла, немыслимые без сложных математических расчетов, включая геометрические и тригонометрические.

Страницы: 1 2 3 4 5

Объединение Ирана под властью Сефевидов, 1499-1629 гг.
Упадок реальной власти халифов в начале II тысячелетия н.э. способствовал не только политической децентрализации мира ислама, его полицентризму, но также и появлению, а точнее, увеличению роли некоторых новых духовных течений в рамках ислама. Речь идет о суфиях, своеобразных монахах ислама, и создававшихся ими суфийско-дервишеских орден ...

Выводы
Первая мировая война – одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. В общей сложности она продолжалась 1 568 дней. В ней участвовали 38 государств из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составило свыше 1,5 млрд. человек, то есть около 87% все ...

Карьера
В 1665 году, по смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского. В 1669 году отказался от этой должности. Вскоре выдвинулся среди казаков и казацкой старшины. Сперва ротмистр гетманской надворной гвардии, потом писарь, он присоединился к гетману Дорошенко, женился на богатой шляхтянке, был послан в Турцию, по дороге схвачен ...