История » Ярославская губерния в 1905 году » Революционное движение в губернии летом 1905 года

Революционное движение в губернии летом 1905 года
Страница 4

Они пишут: «Во время погромов мы не бросали редакцию на произвол судьбы, не прятались по чужим квартирам, не ухаживали за вожаками громил, не отстаивали их участие в охране города. Среди наших товарищей есть раненые, в то время как они защищались с оружием в руках, мы организовали защиту редакции и, вооружённые, ждали хулиганов».

В конце открытого послания бывшие сотрудники «Северного края» объясняют причины своего ухода: «Там, где литераторы проводят ещё не созданный правительством закон против социалистов, нам не место. Мы уходим, господа хозяева, но помните, что если лёгок пух, пущенный полицейскими громилами из перин еврейской бедноты, то тяжела ответственность тех, кто затыкает рот людям, которые хотят крикнуть: «Защищайтесь с оружием в руках!» Вот почему мы уходим».

Далее следует хрестоматийно известная фраза. Это «слова на прощание» левых журналистов руководству: «Обращайте же «Северный край» в либеральную подворотню, из которой можно тявкнуть на пристава – довольно храбро, на губернатора – с опаской, на министра – с оглядкой, чтобы вовремя спрятаться при появлении самодержавных казаков, а уж на царское самодержавие поднять голос нельзя».

Судя по тону письма, вышедшие из газеты сотрудники негативно относились как к самому изданию и его руководству, так и к идее сотрудничества с ним в дальнейшем. Но если судить по заявлению Л. С. Федорченко, не всё было столь однозначно. Он объяснял уход свой и ряда товарищей как «следствие принципиального раскола» в печатном органе, но вместе с тем обращался к своим корреспондентам не отказываться от дальнейшего сотрудничества с газетой.

В этом же номере было помещено и ответное письмо редактора «Северного края», в котором В.М. Михеев отвечал на обвинения В. Р. Менжинского и Ко. Послание В.М. Михеева выглядит убедительнее. Он благодарит боевую дружину, охранявшую редакцию, но отмечает, что больше пользы вооружённые люди могли бы принести в наборной, способствуя выходу газеты, или на улице, защищая горожан от погромщиков. Эта дружина могла, по мнению редактора, «судя по её числу (около 50 человек) и вооружению даже пулемётом, быть очень полезной на улицах Ярославля». «Но охрана предпочла сидеть в помещении редакции, защищая рукописи, книги, здание госпожи Синклер, за что, конечно, нельзя также не быть благодарным», – пишет он. Таким образом, социал-демократам ставится в упрёк то, что они, имея возможность, даже не пытались помочь жителям Ярославля, при этом обвиняя либералов чуть ли не в потворстве погромщикам.

Интересна характеристика Михеевым полученного им от бывших коллег обращения. «Несомненно, к тону этого письма применимо психологическое определение древних: «Юпитер, ты сердишься, следовательно, ты не прав». Послание редактора «Северного края» заканчивается словами сожаления, что сотрудничество с уважаемыми и талантливыми журналистами Л. С. Федорченко, В. Р. Менжинским закончилось, но вместе с тем Михеев надеется, что они смогут «отныне действовать в чисто социал-демократическом органе, каким не мог, по условиям своего издания, сделаться «Северный край». «Работая же в определённой партийной социал-демократической газете, уважаемые Л. С. Федорченко и В. Р. Менжинский будут обережены от всяких малейших сделок с их убеждениями».

Письмо в редакцию широко известно среди исследователей дореволюционной печати и неоднократно цитировалось с целью показать умеренность, осторожность либералов на фоне революционности социал-демократов. Этот протест обошёл в 1905 году ряд изданий, в том числе письмо перепечатала и большевистская «Новая жизнь» в номере от 10 ноября 1905 года.

Так закончилось сотрудничество группы социал-демократов в либеральной газете. Можно с уверенностью сказать, что оно не прошло даром ни для тех, ни для других. Журналисты смогли лучше узнать взгляды друг друга, отточили свой литературный талант на страницах крупной влиятельной газеты. Важно, что совместные усилия всех сотрудников, вне зависимости от их политической принадлежности, в просвещении жителей северных губерний страны способствовали, вне сомнения, росту политического сознания населения. «Северный край» стал в 1905 году печатным органом, который был популярен как среди образованных слоёв, так и в среде рабочих, мещан, крестьян. Газета стала «для всего округа и адвокатом, и прокурором», проводя в жизнь именно те либеральные ценности и цели, которые были заложены её основателем Эдуардом Германовичем Фальком.

Страницы: 1 2 3 4 

Концепции социалистического аншлюса и Дунайской Федерации
Крушение Австро-Венгрии и образование на ее территориях новых независимых государств поставило австрийских социалистов перед необходимостью смены идеологических ориентиров в национальном вопросе. Они вынуждены отказаться от защиты идеи целостности Австро-Венгрии, разработав ряд новых концепций, в частности, концепцию "социалистичес ...

Девиз скаутов-разведчиков.
Девиз скаутов всего мира – БУДЬ ГОТОВ! Это значит, что скаут всегда должен быть готов духом и телом выполнить свой долг. Быть готовым духом - значит, заранее обдумать, как вести себя в любой ситуации, знать, как правильно поступить в нужный момент. Быть готовым телом - значит, быть сильным, выносливым и тренированным, способным защитить ...

Храмовые сооружения
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила). Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего и ...