Национально-освободительная борьба курдского народаСтраница 1
Медленные темпы социального, экономического и политического развития восточных вилайетов Турции, двойственность политики правительства в регионе, низкий жизненный уровень курдского населения предопределили курдское сопротивление в стране.
Оценивая роль курдов в политической жизни Турции в 80-90 гг. XX века можно с уверенностью говорить, что уже с середине 80-х годов наступил качественно новый этап в развитии курдского национально-освободительного движения. Он прежде всего характеризуется массовостью и ростом самосознания, так как в выступлениях принимали участие практически все слои курдского общества, объеденённые ненавистью к национальному гнёту, господству турецкой буржуазии и бюрократии. По мере развития этого национально-освободительного движения всё большую роль в нем стала играть курдская интеллигенция, которая выступая от имени своего народа, выдвигала лозунги независимости Северного (Турецкого) Курдистана, что, по её мнению, должно было бы объеденить все слои курдского общества в борьбе за национальные права[49].
В национально-освободительном движении Турецкого Курдистана, как в прочем и в целом Курдистане, сформировались и получили развитие два крупных политических течения: регионально-реформистское и радикально-демократическое[50].
Первое из них характеризуется преднамеренным сужением политических и других программ до рамок региона, склонностью к соглашательству и сепаратизму, непоследовательностью в выборе путей и средств достижения своих целей. Её лидерам свойственна чрезмерная переоценка роли внешних сил в решении курдской проблемы и непоследовательность в выборе союзников. Это течение в большей степени имеет прозападную ориентацию и используетсязападными державами для обеспечения своих политических и стратегических интересов в регионе. Однако в Турецком Курдистане это течение не стало определяющим, по крайне мере в анализируемый период.
Второе, радикально-демократическое, в основу своей стратегии пыталось ставить общекурдские проблемы и конечной целью объявляло создание единого, независимого государства, включающего в себя всю территорию исторического расселения курдов. Это течение рассматривало курдов как единый этнос, а Курдистан - как единое политико-территориальное целое. Его представители были принципиально не согласны ограничивать свои стратегические цели автономией курдов в рамках существующего государства и расценивали положение современного Курдистана как колониальное. Поэтому свою борьбу они определяли как антиколониальную со всеми вытикающими отсюда международно-правовыми последствиями.
Лидеры радикально-демократического течения в курдском движении не исключали поэтапности в решении курдской проблемы, в том числе и временной автономизации. Учитывая специфические условия борьбы, которую в то время вели политические силы этого течения и прежде всего Партия Рабочих Курдистана, первостепеное внимание уделялось формированию эффективной военной организации и оказанию вооруженного давления на правительство страны. Использование активных методов борьбы, в том числе вооруженных, дало противникам курдского движения за национальное освобождение повод классифицировать его как терроризм и ставить вне закона курдские политические партии и движения[51].
С середины 70-х гг. XX века наблюдается всплеск курдского национального самосознания и политизации значительной части курдского населения. Начало этому процессу положило создание в 1978 г. запрещенной в настоящее время Рабочей партии Курдистана, которая в отличии от большинства других курдских организациий строилась не по племенному принципу, а привлекала всех, кто готов был бороться за национальноеосвобождение. С этого времени она становится определяющим течением в курдском национально-освободительном движении.
Была разработана Программа национального освобождения. Несмотря на то, что в программе имеется ряд серьезных теоретических упущений, она страдает высокопарностью стиля, в ряде мест не отражает реальной действительности, все же это первый серьезный документ, в котором сделана попытка изложить цели и задачи борьбы, в условиях, когда, несмотря на реакционную политику турецких политику турецких правящих кругов, направленную на ассимиляцию национальных меньшинств, курдский народ в Турции сохраняет свою национальную самостоятельность, родной язык, культуру и традиции.
После военного переворота 1980 г. руководство партии во главе с её лидером А.Оджаланом эмигрировало из страны и нашло себе пристанище в ливанской долине Бекаа, подконтрольной Сирии, где в течении нескольких лет оно смогло накапливать силы и ресурсы и вести пропаганду в курдских районах Турции[52].
Школа и образование в поздней Византии
Культурный расцвет в Византии, получивший название Палеологовского ренессанса, уходит своими корнями в Никейскую империю. Здесь, за пределами Константинополя, появилось поколение византийских ученых, которому суждено было после реставрации столицы в 1261 г. восстановить ее былую славу одного из крупнейших центров средневековой образован ...
Россия после ГКЧП.
Однако проведение реформ было остановлено, а по существу сорвано чрезвычайными событиями, происшедшими ми в августе 1991 г. и вошедшими в историю как "Путч ГКЧП" (Государственный комитет по чрезвычайному положению), попыткой государственного переворота. Их инициаторами являлись тогдашние руководители страны. Среди них: председ ...
Просвещение.
Современная система народного образования состоит из трёх ступеней: начального, среднего и так называемого последующего образования. Дошкольное воспитание осуществляется в школах-яслях и дошкольных классах. Начальным образованием охватываются дети с 5 до 11 лет. С 5 лет они посещают 2-летние школы для малышей, с 7 лет – начальные школы. ...