История » Курдская проблема в Турецкой Республике (80–90-е гг. ХХ века) » Национально-освободительная борьба курдского народа

Национально-освободительная борьба курдского народа
Страница 1

Медленные темпы социального, экономического и политического развития восточных вилайетов Турции, двойственность политики правительства в регионе, низкий жизненный уровень курдского населения предопределили курдское сопротивление в стране.

Оценивая роль курдов в политической жизни Турции в 80-90 гг. XX века можно с уверенностью говорить, что уже с середине 80-х годов наступил качественно новый этап в развитии курдского национально-освободительного движения. Он прежде всего характеризуется массовостью и ростом самосознания, так как в выступлениях принимали участие практически все слои курдского общества, объеденённые ненавистью к национальному гнёту, господству турецкой буржуазии и бюрократии. По мере развития этого национально-освободительного движения всё большую роль в нем стала играть курдская интеллигенция, которая выступая от имени своего народа, выдвигала лозунги независимости Северного (Турецкого) Курдистана, что, по её мнению, должно было бы объеденить все слои курдского общества в борьбе за национальные права[49].

В национально-освободительном движении Турецкого Курдистана, как в прочем и в целом Курдистане, сформировались и получили развитие два крупных политических течения: регионально-реформистское и радикально-демократическое[50].

Первое из них характеризуется преднамеренным сужением политических и других программ до рамок региона, склонностью к соглашательству и сепаратизму, непоследовательностью в выборе путей и средств достижения своих целей. Её лидерам свойственна чрезмерная переоценка роли внешних сил в решении курдской проблемы и непоследовательность в выборе союзников. Это течение в большей степени имеет прозападную ориентацию и используетсязападными державами для обеспечения своих политических и стратегических интересов в регионе. Однако в Турецком Курдистане это течение не стало определяющим, по крайне мере в анализируемый период.

Второе, радикально-демократическое, в основу своей стратегии пыталось ставить общекурдские проблемы и конечной целью объявляло создание единого, независимого государства, включающего в себя всю территорию исторического расселения курдов. Это течение рассматривало курдов как единый этнос, а Курдистан - как единое политико-территориальное целое. Его представители были принципиально не согласны ограничивать свои стратегические цели автономией курдов в рамках существующего государства и расценивали положение современного Курдистана как колониальное. Поэтому свою борьбу они определяли как антиколониальную со всеми вытикающими отсюда международно-правовыми последствиями.

Лидеры радикально-демократического течения в курдском движении не исключали поэтапности в решении курдской проблемы, в том числе и временной автономизации. Учитывая специфические условия борьбы, которую в то время вели политические силы этого течения и прежде всего Партия Рабочих Курдистана, первостепеное внимание уделялось формированию эффективной военной организации и оказанию вооруженного давления на правительство страны. Использование активных методов борьбы, в том числе вооруженных, дало противникам курдского движения за национальное освобождение повод классифицировать его как терроризм и ставить вне закона курдские политические партии и движения[51].

С середины 70-х гг. XX века наблюдается всплеск курдского национального самосознания и политизации значительной части курдского населения. Начало этому процессу положило создание в 1978 г. запрещенной в настоящее время Рабочей партии Курдистана, которая в отличии от большинства других курдских организациий строилась не по племенному принципу, а привлекала всех, кто готов был бороться за национальноеосвобождение. С этого времени она становится определяющим течением в курдском национально-освободительном движении.

Была разработана Программа национального освобождения. Несмотря на то, что в программе имеется ряд серьезных теоретических упущений, она страдает высокопарностью стиля, в ряде мест не отражает реальной действительности, все же это первый серьезный документ, в котором сделана попытка изложить цели и задачи борьбы, в условиях, когда, несмотря на реакционную политику турецких политику турецких правящих кругов, направленную на ассимиляцию национальных меньшинств, курдский народ в Турции сохраняет свою национальную самостоятельность, родной язык, культуру и традиции.

После военного переворота 1980 г. руководство партии во главе с её лидером А.Оджаланом эмигрировало из страны и нашло себе пристанище в ливанской долине Бекаа, подконтрольной Сирии, где в течении нескольких лет оно смогло накапливать силы и ресурсы и вести пропаганду в курдских районах Турции[52].

Страницы: 1 2

Московия. Протоколы Ям-Запольского перемирия. Введение
Протоколы Ям-Запольского перемирия представляют собой документальную запись переговоров о мире. Ценность их тем более велика, что велись они непосредственно на заседаниях и обрабатывались в тот же день. Русские же документы в виде отчета о ЯмЗапольских переговорах (см.: Успенский Ф. И. Переговоры о мире между Москвой и Польшей в 1581— 1 ...

Международно-правовое урегулирование кризиса
Международно-правовое урегулирование кризиса. Западные страны играли лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана. Но советское руководство пошло на них лишь после долгих лет войны, когда ее бесперспективность и безнадежность стала очевидной. 14 апреля 1988 года было принято совместное советско-амери ...

Заключение.
Генералиссимус Суворов вошел в мировую историю как великий полководец и военный мыслитель. Он оставил огромное теоретическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Суворов разработал и применил в полководческой деятельности наиболее совершенные для своего времени формы и способы ведения вооруженной б ...