Заключение
Страница 1

Во второй половине XIX века в России существовали три основных идеологических течения: социалистическое, либеральное и консервативное. Особенностью России было то, что социализм окончательно стал марксистским только к концу XIX века (до этого был народнический социализм, общинный социализм А.И. Герцена), консерватизм отличался крайней традиционностью, если угодно патриархальностью, по европейским меркам, а либерализм был консервативным. Однако подчеркну, что в России был консервативный либерализм, а не либеральный консерватизм. Здесь важно расставить правильные акценты. www.geoknow.ru

Таким образом, возникает вопрос, в чём суть этого идеологического феномена? Или, иначе говоря, что в консервативном либерализме от консерватизма, а что собственно от классического либерализма?

Начнём с рассмотрения консервативных чёрт изучаемого идеологического феномена.

Во-первых, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям. (См. главу «либеральные мыслители о реформах и революции как о возможных путях трансформации российского общества»).

Во-вторых, апологетика государства, приоритетная ориентация на государство как единственного и последовательного проводника народной воли, защитника интересов общества. (См. главу «исторические взгляды идеологов российского либерализма»).

В-третьих, как и консерваторы, российские либералы зачастую отражали идеалы и ценности тех общественных классов и групп, которые отживали свою эпоху и сходили с исторической арены перед лицом социального прогресса. Речь здесь идёт о дворянстве. (См. подглаву «Б.Н. Чичерин о положении и перспективах дворянства и крестьянства в пореформенной России»)

В-четвёртых, требование сохранить незыблемость монархической власти в обозримой перспективе. Все либеральные мыслители были против немедленного введения в России представительного правления. Они были даже зачастую против введения конституции. И хотя постепенно эта позиция менялась, всё же нельзя отрицать, что российские либералы не были принципиальными противниками абсолютизма, по крайней мере, применительно к своей стране. Классический либерализм в целом выступает с лозунгом «никто не имеет право на абсолютную власть», консервативный же либерализм готов на время мириться с абсолютной властью во имя реформ. Это консервативная черта, так как российские консерваторы также выступали против изменения режима, но консерваторы нехотели менять его никогда, а либералы желали этого в отдалённом будущем. Консерваторы, как правило, были теоретически против конституции и парламента, либералы же никогда.

В-пятых, утверждение, что любое общество нельзя сводить только к сегодня живущим в нем людям; оно являет собой систему национальных традиций и обычаев, моральных ценностей, совокупность политических институтов, органов власти, сформировавшихся в прошлом и действующих ныне. Это, безусловно, консервативное утверждение. Рассмотрим эту позицию российских либералов, на примере теоретических рассуждений А.Д. Градовского. С одной стороны Градовский говорит о том, что «государство, провозгласившее безусловную годность данных … рискует вызвать противоположные идеалы, столь же безусловные и неуступчивые. Отрицаясь от новых требований жизни, оно даёт силу утопии: отказываясь от прогресса осуществимого, оно в конце концов сталкивается с идеалами неосуществимыми» [Цит. по 15, стр. 256], с другой же стороны Градовский рассуждает как классический консерватор: «охранение своих исторически выработанных идей, передача из рода в род великих национальных целей – вот истинное назначение общества. Эта задача не так легка, как кажется на первый раз…Сколько видим мы обществ, которые останавливаются, обращаются вспять и даже гибнут, несмотря на то, что во главе их стояла способные и даже прогрессивные правительства! Почему? Именно потому, что в них утратились здоровые охранительные элементы, угасло сознание национальной идеи, что они утратили, так сказать, свою международную физиономию, что, говоря словами одного поэта, они не могли сказать в лицо всем и каждому: это я! Вот почему охранительный аппарат в каждом обществе должен быть гораздо сложнее и обширнее организации прогрессивной, которая собственно говоря, вся может сосредоточиться в высших представителях правительства. Если отдельное лицо при своём появлении на свет не будет тотчас связано с предыдущими поколениями общностью сознания, если нравственная дисциплина не приучит его сознательно служить общим целям, если его экономическое положение не даст способов для всестороннего развития его личности, а вместе с теми для бескорыстного служения общему делу, если религия не свяжет его умственной деятельности с высшим нравственным порядком, которому обязаны одинаково подчиняться, – дело правительства как представителя прогрессивных начал проиграно навсегда. В таком обществе оно по необходимости должно взять на себя исключительно полицейские обязанности, оставить роль вождя и занять место часового в ожидании, пока общество или разрушится, если в нём не осталось уже никаких жизненных начал, или обгонит его, если общественное неустройство вызвано лишь временными, случайными обстоятельствами» [1, стр. 141–142].

Страницы: 1 2 3 4

Польша XVI – первой половины XVII вв.: сословия и социальные группы
В XV – XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Это не значит, что традиционные сословные критери ...

Термидорианский Конвент. Конституция 1795г.
Термидорианцы разгромили аппарат революционно-демократической диктатуры. Они лишили Комитет общественного спасения его прежних полномочий и функций и изменили его состав. Вместе с Парижской коммуной была ликвидирована и массовая опора революционного правительства - народные общества и революционные комитеты. Простых людей, игравших боль ...

Реформы 60–70-х годов 19 века. Земская и городская реформы
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, органы цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что этих реформ не избежать, и начало их подготовку. ...