Заключение
Страница 2

И всё же либерализм остаётся либерализмом, несмотря ни на какие консервативные вкрапления, для доказательства этого достаточно перечислить то, что же собственно либерального в феномене консервативного либерализма. В первую очередь это защита прав личности, прав человека, провозглашение личности как ценностной категории (см. главу «российские либералы о правах человека»). Во-вторых, это идея конституции и представительного правления как теоретически наиболее привлекательная модель государственного правления, идеал к которому нужно двигаться (см. главу «российские либералы об абсолютной форме правления»). В-третьих, идея гражданского общества – фундаментального понятия либеральной идеологии вообще (см. главу «Б.Н. Чичерин о гражданском обществе и о его взаимосвязи с государством», а также главу «российские либералы о местном самоуправлении и земской реформе 1864 года»). В-четвёртых, элементы идеи правового государства, в котором государственные действия должностных лиц ограничиваются ранее принятыми законами, находящимися в определённой юридической иерархии. Наконец, идея свободы. Любовь к свободе – это сердце либеральной идеологии. Здесь хотелось бы привести мнение Б.Н. Чичерина о ценности свободы. «Свобода совести, свобода мысли, вот тот жертвенник, на котором неугасимо пылает присущий человеку божественный огонь, вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства, вот что дает человеку значение бесконечное. Все достоинство человека основано на свободе, на ней зиждутся права человеческой личности, свободное существо, человек гордо поднимает голову и требует к себе уважения. Вот почему, как бы низко он ни упал, в нем никогда не изглаживаются человеческие черты, нравственный закон не дозволяет смотреть на него с точки зрения пользы или вреда, которые он приносит другим. Человек – не средство для чужих целей, он сам абсолютная цель. Свободным человек вступает и в общество. Ограничивая свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям, повинуясь власти, представляющей идею общественного единства и высшего порядка, он и здесь сохраняет свое человеческое достоинство и прирожденное право на беспрепятственное проявление разумных своих сил. Общество людей – не стадо бессловесных животных, которые вверяются попечению пастуха до тех пор, пока не поступают на убой. Цель человеческих союзов – благо членов, а не хозяина. Власть над свободными гражданами дает пастырям народов достоинство, перед которым с уважением склоняются люди, и нет краше, нет святее этого призвания на земле, нет ничего, что могло бы наполнить сердце человека таким чувством гордости и обязанности. www.transpexplore.ru

Идея свободы сосредоточивает в себе все, что дает цену жизни, все, что дорого человеку. Отсюда то обаяние, которое она имеет для возвышенных душ, отсюда та неудержимая сила, с которой она охватывает в особенности молодые сердца, в которых пылает еще весь идеальный жар, отделяющий человека от земли. Глубоко несчастлив тот, чье сердце в молодости никогда не билось за свободу, кто не чувствовал в себе готовности с радостью за нее умереть. Несчастлив и тот, в ком житейская пошлость задушила это пламя, кто, становясь мужем, не сохранил уважения к мечтам своей юности» [11, стр. 39–40].

Теперь зададимся вопросом в чём причина того, что во второй половине XIX века в России существовал не классический либерализм, а консервативный? Ведь сложные идеологические конструкции, представляющие собой синтез нескольких идеологических течений, обычно появляются после классических вариантов? Почему же в России классический либерализм ярко блеснув в движении декабристов, вошёл на политическую сцену только в начале XX века?

Причину того, что во второй половине XIX века в России не было классического либерализма, следует искать в двух аспектах. Первый аспект заключается в том, что в условиях жёсткого авторитарного режима ему просто не давали развернутся. Свободную прессу душили, как только могли, неугодных могли сослать или посадить в любую минуту просто потому, что так решил император. Власть очень не хотела видеть новых декабристов, и делала многое, если не всё чтобы не увидеть.

Второй аспект заключается в том, что классический либерализм с его пафосом либеральной демократии действительно мало подходил для отсталой по европейским меркам страны с подавляющим большинством неграмотных крестьян. Как отмечает А.В. Оболонский, консервативные либералы отвергали политический радикализм как метод решения социальных проблем. Политическая конфронтация с властью, по мнению либералов, при любом ее исходе способна привести лишь к трагедии. В случае победы власти наступит торжество реакции, идущей «сверху», как случилось после декабря 1825 г. В случае поражения власти общество неизбежно захлестнет волна реакции, идущей «снизу», поскольку радикалы, чтобы победить, должны будут натравить на власть народную массу, заглушив в ней на время стереотип покорности посредством развязывания ее глубинных варварских инстинктов.

Страницы: 1 2 3 4

Политические репрессии в Украине, утверждение сталинского тоталитарного режима.
Неотъемлемой частью тоталитарной системы власти был репрессивный аппарат, который должен был держать общественные процессы под жестким контролем, уничтожая любую оппозицию сталинскому режиму, любые проявления инакомыслия. Органы ДПУ – НКВС развернули массовые репрессии против всех прослоек населения. Начало массового вишуковування „кла ...

Иммиграция и эволюция этнического состава США
Для исторического развития Соединенных Штатов Америки характерен постоянный, иногда ослабевающий, иногда интенсивный, но никогда не прекращающийся приток иммигрантов. Здесь представлены народы из самых различных стран и регионов. Наивысший подъем иммиграции приходится на период между 1820 - 1920 гг. - 37 млн человек. Интенсивное развити ...

Общерусские летописные своды и хронографы.
Характерным выражением этого факта является изменение в русском летописном творчестве в XV и XVI веках. Местные летописи, ведшиеся в XIII и XIV веках, в XV и XVI веках все более н более заменяются общерусскими летописными сводами. Было уже сказано о появлении в XV веке так называемого Владимирского полихрона (около 1423 года). Во второй ...