История » Путь России к капитализму в ХІХ веке

Путь России к капитализму в ХІХ веке
Страница 1

В XIX век Россия вступила как самодержавное госу­дарство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения, военной мощи Россия, без­условно, была первой державой Европы, то структура ее экономики была архаичной. Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: много­польный севооборот, машины и т.д. Даже стремление уве­личить денежные доходы толкало помещиков не к модер­низации своего хозяйства, а к усилению крепостнических форм хозяйства, барщины и оброка. Во многом это объясня­лось позицией царского правительства. Отказывая в сред­ствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян, составлявших основную массу населения страны.

И все же Россия XIX столетия приобретала новые черты.

Веяние новых идей, идущих из передовых стран Запа­да, становилось все ощутимее. Как результат этого влияния экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными и более про­тиворечивыми. Формируется новый класс — буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появи­лись признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801г. была разрешена свободная купля-продажа неза­селенной земли. В 1803г. помещики получили право на ос­вобождение крестьян за выкуп. В 1818г. крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы.

Забегая вперед, заметим, что многие, ставшие извест­ными впоследствии в России основатели торговых домов, фабриканты, промышленники берут свое начало в крестьян­ской среде. Так, монастырский крестьянин Троице-Сергиевого посада И.П. Прохоров дал основание династии Прохоровых, которым принадлежала знаменитая "Трехгор­ная мануфактура" — одна из лучших текстильных фабрик России.

Династия Морозовых, которым принадлежали первая русская хлопчатобумажный фабрика — Никольская ману­фактура и много других текстильных мануфактур, была основана выходцем из крестьян Саввой Васильевичем Мо­розовым, купившим свободу за 17 тыс. руб.

Дед и прадед предпринимателей Рябушинских, удер­живавших вначале XX в. прочные позиции в льняной, сте­кольной, бумажной, полиграфической промышленности и финансовой жизни, происходили из крестьян Калужской губернии. Основатель клана М.Я. Рябушинский служил при­казчиком в холстяной лавке, затем купил ее у хозяина, на­чал скупать изделия у крестьян-ткачей, организовал кус­тарное производство, а в 1846г. построил первую ткацкую фабрику в Москве. Его сыновья продолжили дело отца.

Те же крестьянские истоки имели торговые фирмы — известные промышленники Тучковы и др. Еще в XVII в. берет свое начало известная купеческая фамилия Вишня­ковых. В XIX — начале XX вв. они были совладельцами крупной фабрики в Москве, но более весомо их участие в торгово-промышленной жизни страны проявилось в распро­странении коммерческого образования. А.С. Вишняков ос­новал в начале XX в. Общество распространения коммер­ческого образования, которое сначала учредило в Москве бухгалтерские курсы, затем коммерческое училище и, на­конец, Коммерческий институт (ныне Российская экономи­ческая академия им. Г.В. Плеханова), где он был предсе­дателем Попечительского совета.

Однако вернемся к началу XIX в. Промышленное раз­витие страны в те годы было затруднено крепостничеством, так как предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подне­вольный труд крепостных на промышленных предприяти­ях был непроизводительным, что сдерживало технический прогресс.

Во многом развитию экономики препятствовало и пло­хое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, достав­лялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход "Елизавета" появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г. К 1861 г., когда было отменено крепостное право, в России имелось только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Однако даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих, а это но­вый для России класс, уже приближалось к 1 млн. человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне второй мировой войны. Меры по укреплению обороноспособности страны
Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация акти ...

Новороссия.
После перехода под власть Москвы центральная часть степи оставалась почти незаселенной ещё около ста лет. Граничащие государства не решались заселять свои окраины из опасения, что соседи заселят свои; так, русско-турецкий договор 1681 года постановил, что местность между Бугом и Днепром должна в течение двадцати лет оставаться впусте. В ...

Осень 1941 года. Провал попытки блицкрига
В конце августа 1941 года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. 8 сентября1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады Ленинграда. Были разорваны все железнодорожн ...