История » Путь России к капитализму в ХІХ веке

Путь России к капитализму в ХІХ веке
Страница 1

В XIX век Россия вступила как самодержавное госу­дарство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения, военной мощи Россия, без­условно, была первой державой Европы, то структура ее экономики была архаичной. Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: много­польный севооборот, машины и т.д. Даже стремление уве­личить денежные доходы толкало помещиков не к модер­низации своего хозяйства, а к усилению крепостнических форм хозяйства, барщины и оброка. Во многом это объясня­лось позицией царского правительства. Отказывая в сред­ствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян, составлявших основную массу населения страны. www.safepsychology.ru

И все же Россия XIX столетия приобретала новые черты.

Веяние новых идей, идущих из передовых стран Запа­да, становилось все ощутимее. Как результат этого влияния экономика России приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными и более про­тиворечивыми. Формируется новый класс — буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появи­лись признаки ослабления монополии дворянства на землю. В 1801г. была разрешена свободная купля-продажа неза­селенной земли. В 1803г. помещики получили право на ос­вобождение крестьян за выкуп. В 1818г. крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы.

Забегая вперед, заметим, что многие, ставшие извест­ными впоследствии в России основатели торговых домов, фабриканты, промышленники берут свое начало в крестьян­ской среде. Так, монастырский крестьянин Троице-Сергиевого посада И.П. Прохоров дал основание династии Прохоровых, которым принадлежала знаменитая "Трехгор­ная мануфактура" — одна из лучших текстильных фабрик России.

Династия Морозовых, которым принадлежали первая русская хлопчатобумажный фабрика — Никольская ману­фактура и много других текстильных мануфактур, была основана выходцем из крестьян Саввой Васильевичем Мо­розовым, купившим свободу за 17 тыс. руб.

Дед и прадед предпринимателей Рябушинских, удер­живавших вначале XX в. прочные позиции в льняной, сте­кольной, бумажной, полиграфической промышленности и финансовой жизни, происходили из крестьян Калужской губернии. Основатель клана М.Я. Рябушинский служил при­казчиком в холстяной лавке, затем купил ее у хозяина, на­чал скупать изделия у крестьян-ткачей, организовал кус­тарное производство, а в 1846г. построил первую ткацкую фабрику в Москве. Его сыновья продолжили дело отца.

Те же крестьянские истоки имели торговые фирмы — известные промышленники Тучковы и др. Еще в XVII в. берет свое начало известная купеческая фамилия Вишня­ковых. В XIX — начале XX вв. они были совладельцами крупной фабрики в Москве, но более весомо их участие в торгово-промышленной жизни страны проявилось в распро­странении коммерческого образования. А.С. Вишняков ос­новал в начале XX в. Общество распространения коммер­ческого образования, которое сначала учредило в Москве бухгалтерские курсы, затем коммерческое училище и, на­конец, Коммерческий институт (ныне Российская экономи­ческая академия им. Г.В. Плеханова), где он был предсе­дателем Попечительского совета.

Однако вернемся к началу XIX в. Промышленное раз­витие страны в те годы было затруднено крепостничеством, так как предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подне­вольный труд крепостных на промышленных предприяти­ях был непроизводительным, что сдерживало технический прогресс.

Во многом развитию экономики препятствовало и пло­хое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, достав­лялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход "Елизавета" появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г. К 1861 г., когда было отменено крепостное право, в России имелось только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Однако даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих, а это но­вый для России класс, уже приближалось к 1 млн. человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Введение.
Прежде всего, следует отметить, что данная тема весьма слабо изучалась в отечественной историографии, а соответственно, не так уж много работ рассматривают данную проблематику. В качестве основных работ, которые касаются рассмотрения данной темы, являются работа Рындзюнского П. Г. «Городское гражданство дореформенной России». М, 1958 и ...

Экспедиционная деятельность С.И. Дежнева и В.В. Атласова
Семен Иванов Дежнев, (1605-1673) уроженец Великого Устюга. Выходец из крестьян-поморов. Выдающийся российский мореход, землепроходец, первооткрыватель и исследователь Дальнего востока. В составе казачьих формирований нёс гарнизонную службу в Тобольске и Енисвйске, с 1638 г. в Якутском остроге. Отсюда в составе групп казаков-колонизаторо ...

Введение в афганскую проблему 
Введение в афганскую проблему. Несмотря на то, что внимание мирового сообщества в большей степени обращено к другим региональным вооруженным конфликтам, афганская проблема до сих пор остается одной из наиболее острых во всем мире. Конфликты на территории бывшей Югославии, Ирака, столкновения на национальной почве в бывшем СССР, по срав ...