СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)Страница 9
Каково бы ни было чье-то личное отношение к происходящему, апрель 1985 г. стал для страны рубежом историческим. Когда в XX веке от Рождества Христова в «одной отдельно взятой стране» попытались – в невиданных ранее масштабах, отбросив весь накопленный человечеством опыт – «железной рукой загнать человечество в светлое будущее» по конструкции, построенной на лжи и насилии, то процесс накопления противоречий разразился страшным кризисом менее чем через 7 десятилетий. Поворот, начавшийся в жизни страны, во второй половине 80 годов пробудил огромный интерес людей к прошлому, вывел народ на осознание трагедии последних десятилетий. Ведь начиная с ленинской директивы 1917 г. до середины 30-х годов история как учебная дисциплина вообще отсутствовала, а потом долгие годы преподносилась в виде курса истории КПСС.
Большинство современных историков – ученых (Ю.Афанасьев, О.Волобуев, Ю.Фельштинский, Ю.Буртин, А.Орлов, А.Данилов и др.) доказали, что перестройки в истинном смысле этого слова в СССР некогда не было. М.С.Горбачёв предпринял смелую, отчаянную попытку обновить социализм, вдохнуть новую жизнь в абсолютно умирающую систему. Отсюда вся непоследовательность его политики, постоянный поиск компромиссов, стремление сочетать либерально – реформаторские и коммунистические методы. Великие английский писатель Джордж Оруэлл ещё в середине XX века поставил точный диагноз этой системе. В своём знаменитом романе «1984» он рассказал о «двоемыслии» - способностью одновременно держаться двух противоположных мнений: «… зная, не знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая её; полагать, что демократия вообще невозможна, но при этом партия – главный оплот демократии». Двоемыслие – это становой хребет советского тоталитаризма. Так действовал и Горбачёв: именно двоемыслием объясняются его противоречивые шаги, метания, импровизация. В результате где – то к 1989 г. он утратил инициативу, а затем и контроль над процессами. Жизнь пошла вперед. Марксистское – ленинское мировоззрение Горбачёва чётко обозначило пределы возможного в его политике.
При всём этом имя Горбачёва навсегда останется в истории наше страны. Величие «архитектора перестройки» заключается в том, что он не уклонился от вызова времени, не побоялся пойти наперекор мнению большинства коммунистических начальников, встал на путь реформ, хотя и робких.
А важнейшие завоевания «перестройки» внутри страны таковы: появление и утверждение свободы слова; раскрепощение народной энергии и инициативы; утверждение реальной многопартийности.
Предпринятые Горбачевым реформы сделали и ещё одно, самое великое дело: они продемонстрировали неспособность «агрессивно-послушного большинства» (выражение Юрия Афанасьева) к обновлению; они подтолкнули всю систему советского тоталитаризма к распаду.
Люди начали понимать, что коммунистическое стремление к полному искусственному исключению социальных конфликтов есть утопия, приводящая только к злу. Андрей Платонов ещё в 30-е годы XX века написал: «Попытки построения рая на земле неизбежно заканчиваются созданием реального земного ада».
борьба русьОсвободительная
борьба русского народа. Куликовская битва и ее
историческое значение
Большая часть Руси была опустошена и обессилена Батыевым погромом. Но мужественное сопротивление, которое оказывали северо-восточные земли, привело к тому, что кочевники не смогли разгромить большие города. В 1262 году жители многих городов выгнали ордынских ставленников "бессерменов".
По всему было видно, что приближается ре ...
Экономика России в первой мировой войне
Объявление войны в царской России вызвало панику среди промышленных кругов. На заводы посыпалась масса заказов, с которыми они не справлялись, большая часть военной продукции вырабатывалась на государственных военных заводах. Казенная промышленность с отсталым техническим оборудованием, не смогла удовлетворить запросы фронта. Многое из ...
Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеждать».
В лице Суворова мы видели не только великого полководца, но и учителя русской армии, создавшего военно-воспитательную систему, которая объективно входила в противоречие с феодально-крепостническим строем, господствовавшим в России во второй половине XVIII в.
Отличительной чертой полководческого искусства А.В.Суворова является то, что в ...