История » Османская империя в конце нового времени. Революция 1908-1909 гг. » Османская империя на рубеже ХХ в. Младотурецкая революция 1908 - 1909 гг

Османская империя на рубеже ХХ в. Младотурецкая революция 1908 - 1909 гг
Страница 1

3 марта 1878 г. в русской ставке в САН-СТЕФАНО (на берегу Мраморного моря, близ Стамбула) был подписан русско-турецкий мирный договор. Его главным условием было создание независимой Болгарии. День подписания договора по справедливости отмечается в Болгарии как национальный праздник. Сербия, Черногория и Румыния были признаны полностью независимыми от Турции. На Турцию была наложена огромная контрибуция.

Управление оттоманского долга сделалось государством в государстве. Иностранный капитал приступил к непосредственному ограблению турецкого населения. Иностранцы захватили важнейшие отрасли турецкой экономики и финансов: железные дороги, рудники, коммунальные предприятия, банки. Султан Абдул-Хамид П предоставлял иностранцам разнообразные концессии и всемерно препятствовал малейшему проявлению предпринимательства среди самих турок.

Разогнав в начале 1878 г. палату депутатов, султан приостановил действие конституции и ввел в стране средневековый режим деспотии, названный турками режимом «з у л ю м» (гнет, насилие). Реакционный режим «зулюма» был враждебен не только турецкой буржуазии, но даже значительной части турецких помещиков. Опору трона составляли лишь некоторые крупные феодалы, в большинстве нетурецкого происхождения - курды, албанцы, черкесы, арабы /Миллер, 1948, с. 185/.

Во всех звеньях правительственного и судебного аппарата царили фаворитизм, взяточничество, казнокрадство. Сам султан расхищал государственное достояние – присваивал лучшие земельные угодия.

Народное образование было отброшено на несколько десятилетий назад. Светские школы (за исключением военных и медицинских) были сведены к ничтожному числу – так боялся султан проникновения в страну прогрессивных идей.

Национальный вопрос. «Веротерпимость по отношению к иноверцам со стороны мусульман имела в Османской империи довольно длительную историю. Да и само османское общество создавалось как очень пестрое образование в религиозном, этническом и культурном отношении. Более того, на протяжении почти всей свой истории среди господствующих элит Турции преобладали греки, славяне, албанцы, черкесы, сербы и другие народы. Но с конца Х1Х в. ситуация принципиально меняется. Турки и, особенно, господствующие верхи стали очень ревниво относиться к сложившейся к этому времени ситуации. Так, по статистическим данным в начале ХХ в. более половины всех капиталов в торговле и промышленности принадлежало буржуазии греческого происхождении. Армянской буржуазии принадлежала – четвертая часть.

Во внешней торговле инонационалы занимали вообще ведущие позиции. Если турки и попадали в число компрадоров, связанных с внешней торговлей, то стояли на самой низшей ступени компрадорской иерархии. Большинство рабочих и ремесленников составляли представители национальных меньшинств. Еще меньше было турок среди интеллигенции. Инженерами, врачами, адвокатами были, как правило, греки и армяне, получившие образование на Западе.

Такая ситуация была чревата серьезными последствиями, особенно если учесть, что сами турки составляли всего одну треть населения империи. С конца Х1Х в. турецкие предприниматели, стремясь оттереть своих инонациональных партнеров с захваченных ими позиций, все чаще начинает прибегать к «недозволенным приемам». Погромы и резня становятся основным козырем турецких лавочников, кулаков, ремесленников в конкурентной борьбе. В итоге свою ненависть к конкурентам турецкая буржуазия стала переносить на всю массу «инородцев и иноверцев».

Эту ситуацию в национальном вопросе стало использовать и само государство, пытаясь стравить между собой основные этнические и религиозные группы. Используя в реакционных целях мусульманскую религию, Абдул-Хамид сделал орудием своей политики религиозно-политическую идеологию панисламизма. Данная идеология была основана на фикции единства всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При посредстве панисламизма султан надеялся не только удержать в повиновении мусульманские народы империи, но и распространить свое влияние на мусульман России, Индии, Индонезии, Северной Африки и т.д.

Страницы: 1 2

Голодомор і сьогодення
Указом Президента України від 31 жовтня 2001 року в нашій країні щорічно відзначається День пам'яті жертв голодомору та політичних репресій. Але сьогоднішній рік має особливе значення, адже рівно 70 років тому Україна зазнала однієї з найстрашніших трагедій у своїй історії - голодомору 1932-33 років. "Читати українську історію тре ...

Украина во время Первой Мировой войны
Разделенная между двумя главными соперниками в этой войне, Украина была сильно разрушена и была полем ожесточенной битвы. Около 3 миллионов украинцев воевали в составе российской армии, а 250 тысяч - на стороне австрийской армии. несколько кровопролитных сражений происходило в Галиции. Многие западные украинцы, считая, что Россия предст ...

3. А.И. Рыков - соратник В.И.Ленина
Алексей Рыков вступил в РСДРП во время учебы в саратовской гимназии в 1898 г. и вскоре оказался одним из сторонников фракции большевиков. В связи с арестом был исключен из Казанского университета, вел революционную работу. Участник революции 1905-1907 гг. На III и IV съездах партии избирался членом ЦК РСДРП (1905-1907), на V съезде -кан ...