Введение
Страница 1

Тема данной работы «Быт женщины дворянки во второй половине 19 века и начале 20 века». Для изучения данной темы выявим, что подразумевается под такими терминами, как «быт» и «дворянка».

Во-первых, рассмотрим понятие «быт». В Российской Большой энциклопедии данному термину дано следующее определение.

«Быт – сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни.

Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение и поведение людей.

Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт. Структура быта может рассматриваться с точки зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологических потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т.д.). Под влиянием социальных, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей. При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы быт, выражающие свойственные этому обществу социальные противоречия.

В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение быта в жизни людей изменяется в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), оказывает влияние на семейный и индивидуальный быт.

Наряду с процессом интернационализации быт сохраняет национальные и социальные особенности у разных народов и социальных групп».

Следующее, интересующее нас понятие – «дворянство», так как женщина-дворянка, это женщина, которая принадлежит к дворянскому сословию.

Итак, «Дворянство, сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; в ряде стран в той или иной степени сохранило свои привилегии и при капитализме. Первоначальное значение русского термина «дворянство» и западно-европейских терминов, переводимых на русский язык как «дворянство», не идентично: если на Руси дворянство при своём возникновении – это военно-служилый слой, противопоставляемый боярству (см. Бояре), то франц. термин noblesse, англ. nobility, нем. Adel первоначально означали, прежде всего, знать, аристократию (от лат. nobilis – знатный). По мере объединения всех светских феодалов в единое сословие эти терминологические различия исчезали.

Дворянство принадлежало прямое политическое господство в феодальном обществе. Основой экономического и политического могущества дворянства являлась феодальная собственность на землю. Вместе с верхушкой духовенства (также как, правило, происходившей из дворян) дворянство противостояло эксплуатируемому классу феодально-зависимого крестьянства, значительная часть продукта труда которого оно присваивало в форме феодальной ренты. Среди других сословий дворянство выделялось своим положением, привилегиями, воспитанием, бытом, особым кодексом дворянской морали, согласно которой дворянин являлся господином по отношению к любому представителю «низших» сословий; дворянство отличалось от них даже одеждой, причёской и т.д.

Дворянство в России как низшая прослойка феодального военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина, возникла в 12–13 вв. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве феодала, дворяне назывались «вольными слугами». С 14 века феодал «жалует» им за службу землю (зародыш поместья). По мере объединения Северо-Восточной Руси под властью московского великого князя шло развитие феодального вассалитета и концентрация служилых людей под непосредственным главенством великого князя. Дворянство, заинтересованное в прекращении произвола бояр и феодальных междоусобиц, явилось важнейшей социальной опорой велико-княжеской власти в процессе объединения русских земель в централизованное государство. При Иване III Васильевиче в летописях сообщается о сборе великим князем большого войска из служилых людей, о раздаче им земель, отписанных у новгородского боярства, и т.д. Судебник 1497 г. впервые называет «поместника, за которым земли великого князя». Консолидация дворянства сопровождалась поглощением смежных социальных категорий господствующего класса: детей боярских, послужильцев и др.

Страницы: 1 2 3

Алаш-Орда и Советская власть
Установление советской власти в Казахстане растянулось на четыре месяца – с конца 1917 г. до марта 1918 г. Решающую роль в победе советской власти в крае сыграли солдаты местных гарнизонах, объединенные в Советы солдатских депутат, и бывшие фронтовики, возвратившиеся в Казахстан после Февральской революции и настроенные максималистски, ...

Заключение. Ликвидация Тевтонского ордена.
В Грюнвальдской битве Тевтонский орден потерпел решающее поражение, экспансия ордена была остановлена. Орден хоть и сохранился, но крепко ослаб, и уже не был в состоянии вести агрессивную политику против соседей с прежней настойчивостью и силой. Именно веский вклад белорусов и литовцев в победу над крестоносцами вернул Великому княжес ...

300-летие дома Романовых
В 1913 году Россия с необычайным размахом отпраздновала 300-летие дома Романовых. Императорская семья совершила поездку в Москву, оттуда во Владимир, Нижний Новгород, а затем по Волге в Кострому, где в Ипатьевском монастыре 14 марта 1613 был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. Юбилей был отмечен пышными т ...