История » История Боснии и Герцеговины » Босния и Герцеговина в 1878—1914 гг.

Босния и Герцеговина в 1878—1914 гг.
Страница 1

Оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878—1908) имела двоякие последствия. С одной стороны, широкий прилив австрийского и венгерского капитала, строительство необходимых путей сообщения способствовали росту промышленности. Вовлечение Боснии и Герцеговины в систему австро-венгерских торговых связей вызывало рост товарооборота и развитие капиталистических форм хозяйства. Правительство со своей стороны проводило некоторые преобразования, которые были обусловлены экономическими и военно-стратегическими целями Австро-Венгрии на Балканах. С другой стороны, на основании законов большинство предприятий принадлежало австро-венгерским промышленникам, стремившимся интегрироваться в экономику империи. Для Вены Босния и Герцеговина представляли интерес только как важный сырьевой и стратегический объект. Политика консервации феодальных отношений в деревне тормозила рост производительных сил в сельском хозяйстве. Превращение Боснии и Герцеговины в источник сырья и рынок сбыта фабричных товаров империи ограничивало развитие местной промышленности и разоряло население.

Международно-правовое положение Боснии и Герцеговины, оставалось неопределенным вплоть до аннексии этих областей Австро-Венгрией в 1908 г. Юридически над оккупированными провинциями признавался суверенитет султана; в действительности Австро-Венгрия осуществляла там всю полноту власти. С 1879 г. они управлялись министерством финансов общеимперского правительства Австро-Венгрии. С 1883 по 1903 г. управителем Боснии и Герцеговины являлся австро-венгерский министр финансов Бенджамин Калай, который разработал план преобразований в Боснии и Герцеговине и их интеграции в общеимперскую структуру.

Поводом для проявления недовольства оккупационным режимом явился закон 1881 г. о воинской повинности, хотя действительной причиной оставалась неразрешенность аграрного вопроса и тяжесть налоговой системы. Восстание началось 11 января 1882 г. нападением на жандармскую казарму. Повстанцам стали оказывать помощь черногорцы. В волнениях приняли участие как христиане, так и мусульмане. Австро-венгерское правительство с помощью войск подавило восстание, которое, в свою очередь побудило правящие круги Австро-Венгрии поставить вопрос об аннексии Боснии и Герцеговины. Другим политическим последствием восстания 1882 г. явился жесточайший режим централизации, установленный Б. Калаем почти на 20 лет. В. Калай сделал ставку на национальное и конфессиональное разъединение жителей края. Прежде всего, проводилась политика поддержки мусульманской знати — беговата, сохранившего свою земельную собственность и привилегии. Особый контроль устанавливался за деятельностью православных священников. Был взят курс на ликвидацию церковно-приходских школ и общую секуляризацию начального образования. Император имел право назначать православных митрополитов в крае. В ответ на эти меры развернулась борьба православных жителей за признание церковно-школьной автономии и за право обучения детей в церковно-приходских школах на кириллице. Однако этого добиться удалось только в 1905 г.

Политика модернизации края, проводимая властями, сталкивалась с противодействием сильных мусульманских традиций, особого менталитета мусульманского этноса и всего боснийско-герцеговинского общества. В пестрый мир конфессий и народностей Австро-Венгрии влился новый элемент — мусульманское население, которое активно не принимало западных традиций. Жизнь в этих землях не теряла ярко выраженные ориентальные черты.

Австро-Венгрия стремилась оторвать Боснию и Герцеговину от религиозных центров, находившихся в Турции, и в церковном отношении подчинить область империи. С этой целью император Франц-Иосиф назначил своего ставленника Мустафу Омеровича главой мусульманского духовенства Боснии и Герцеговины. Все религиозные мусульманские институты в крае были сохранены. В 1909 г. мусульманам удалось получить церковно-школьную автономию.

В целях еще большего упрочения своего политического влияния в области, особенно среди хорватского населения, Австро-Венгрия поддерживала также католическую церковь, предоставляя ей льготы и преимущества. Пропаганда католицизма заметно усилилась еще в 1881 г., когда во главе католической церкви в Боснии стал архиепископ Иосиф Штадлер. Его деятельность привела к полному переходу на латиницу всех изданий на сербохорватском языке в крае и росту католических школ. Штадлер и католические священники стояли на позициях верности австро-венгерскому центру и вместе с тем способствовали формированию хорватского национального самосознания среди католиков Боснии и Герцеговины.

С начала XX в. в церковно-просветительской борьбе православных сербов и мусульман произошел поворот в сторону выдвижения собственной политической программы и совместных действий. В 1902 г. руководители национальных движений мусульман и православных подписали соглашение о будущем государственно-правовом устройстве Боснии и Герцеговины и заявили о готовности бороться против аннексии. В 1907 г. возникла первая мусульманская политическая партия — Мусульманская народная организация. В 1907 г. была создана Сербская народная организация. Хорватская буржуазия объединилась в двух партиях — Хорватское народное объединение, созданное в 1908 г. и Хорватский католический союз. Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины, образованная в 1909 г. по составу была интернациональной.

Страницы: 1 2

Разработка и принятие Конституции 1791г.
Конституция 1791 г. При самом создании генеральных штатов в 1789 г. и со стороны привилегированных классов, и со стороны буржуазии одинаково раздавались голоса за ограничение королевской власти. 9 июля национальное собрание, принявшее название учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей К. и слушало мемуары М ...

Как появился Берия.
В период становления режима сталинской диктатуры для организации массовых репрессий были нужны Ягода и Ежов, позднее потребовался человек, способный продолжить и завершить дело создания и укрепления храма личной власти Сталина, окончательного превратить партийный аппарат в послушного исполнителя воли вождя. Этим человеком стал Берия, дл ...

Торжественное обещание[3].
Торжественным обещанием завершается испытание новичка. Он носит форму, но еще не скаут. Настоящим скаутом становятся после церемонии Торжественного обещания. Он объединяет скаутов всего мира. Совещание скаутов отряда, уже давших торжественное обещание, решает готов ли новичок дать Торжественное обещание. Вступающий должен осмыслить сво ...