Петр Первый » Реформы Петра Первого

Реформы Петра Первого
Страница 3

При прочтении указа 1701 года следует обратить внимание, что «духовного чину и пашенные крестьяне», на которых указ не распространялся, составляли более 80 процентов тогдашнего населения. Таким образом, речь идёт о «переодевании» в платье европейского образца лишь незначительной, преимущественно городской части населения. Особый интерес для понимания процессов адаптации к новому костюму представляет высшее сословие. melkih.com.ua/kukla-operetta

Формы внешнего выражения сословной принадлежности вырабатывались веками. Лишиться привычных атрибутов власти особенно боялось боярство, издревле кичившееся роскошью шуб, длиной бород, золотым кружевом, каменьями. Долгополые одежды также были знаком зрелого возраста и степенства. Открытые ноги у мужчины свидетельствовали о том, что он ещё не достиг зрелого возраста ─ а по новому указу нужно было носить чулки и башмаки. Дородство достигалось не только обильными многочасовыми трапезами, но и просторной многослойной одеждой, подпоясанной ниже талии, чтобы подчеркнуть толщину. По указу же требовалось носить платье, скроенное точно по фигуре. Такую одежду ─ изрезанную ножницами, короткую ─ не сложишь в сундук для потомства, как следовала по заветам «Домостроя». И все же боярство оказало гораздо меньше сопротивления этим нововведениям, чем можно было ожидать.

Причина такой податливости объясняется тем, что личное достоинство подменялось родовой спесью. На Руси, в отличие от европейского высшего сословия, сама по себе знатность ничего не значила без близости к царю, без его благоволения и подачек. Представители рода терпели любые унижения, в челобитных называли себя холопами, но воспринимали как страшное оскорбление, если место за царским было ниже, чем у представителей другого рода. Поэтому кичливые бояре, ещё недавно щеголявшие в старинных кафтанах, не убоялись «срамных» бритых подбородков, куцых камзолов и цветных париков ─ лишь бы не уступить места близ трона представителям других семей.

Люди же низших сословий при помощи иноземного кроя так меняли свое положение в системе сословий, что переодевалось охотно и без сомнений.

Заморское платье было известно на Руси не только благодаря приездам европейских посольств и купеческих караванов, но и по книгам светского содержания с прекрасными иллюстрациями. Иноземные правители присылали в дар царской семье драгоценные шелковые и иные ткани, а также сшитые из них «юпки и бостроги». Легко предположить, что их не только рассматривали, но и примеряли, дивясь европейским обычаям.

В домах русских именитых людей немало вещей европейской работы. Боярин Матвеев, в семье которого жила Наталья Кирилловна Нарышкина, украшал свой дом зеркалами и картинами европейского письма. В комнатах юного Петра в Кремле хранились клавикорды, часы, многочисленные механические игрушки, сделанные руками французских и немецких мастеров. Князь Василий Васильевич Голицын не только носил европейское платье дома, принимая иностранных гостей, но и появлялся в нем публично.

По свидетельству Иоганна Филиппа Кильбургера, входившего в состав шведского посольства в 1674 году, для ввоза в Московию предназначались шелковые и шерстяные чулки европейской работы, итальянские зеркала, немецкая и французская мебель, очки и различные точные приборы и инструменты в таких количествах, что очевидно не только их использование иностранцами, но и местными жителями.

Изменения в форменной одежде в первые годы правления Петра пролили почти незамеченными. Они не вызвали неудовольствия, так как удобство в бою ставилось выше иных соображений. Видимо поэтому именной указ о ведении единообразной формы для всех полков появился лишь в 1720 году, гораздо позднее многих распоряжений и государственных установлений об одежде гражданских лиц разных сословий пола. За образец кроя была выбрана форма немецкого мундира. Но форменная военная одежда даже при Павле не могла быть точной копией иноземного прототипа ─ цвет сукна, прибор (отделки, опознавательные знаки полков и их местоположение) сразу же позволяли принадлежность солдате или офицера русской армии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Установление места возникновения источника
При изучении источников важно установить место их возникновения. Это дает возможность выяснить конкретные условия его появления на свет и позволяет правильно оценить значение источника. На официальных документах чаще всего имеется указание на место их составления. Если этого нет, место составления источника определяется по косвенным при ...

Культура Бирмы в Новое время
Период Нового времени отмечен подъемом в развитии культуры народов Бирмы, основавшейся в первую очередь на буддистской религиозной традиции. В XV в. сложилась бирманская поэзия как религиозная, так и светская. Сочиняли стихотворные произведения по преимуществу монахи, часто жившие при дворцах правителей. Тогда же появляются и прозаичес ...

Б.Н. Чичерин о гражданском обществе и о его взаимосвязи с государством
Идея «гражданского общества» в настоящий момент является неотъемлемой частью либерального мировоззрения. Взаимоотношения между государством и гражданским обществом – ключевая проблема во многих государствах мира. Остро эта проблема стояла и в Российской империи. Концепция «гражданского общества» в наибольшей степени была разработана в н ...