Реформы Петра ПервогоСтраница 5
Точно известно время распространения фонтанжа в европейской моде ─ между 1680 и 1713 годами. Его создательницей считают фаворитку Людовика XIV ─ мадемуазель де Фонтанж. Историки костюма любят рассказ о том, что прелестная дама во время охоты зацепилась волосами за ветку дерева и прическа её рассыпалась, но находчивая мадемуазель скрепила волосы кружевной подвязкой. Прическа имела успех у короля, а значит, и у двора. Постепенно усложняясь и становясь выше, она превратилась в жесткий высокий каркас из локонов и кружев.
Конечная дата ориентирована на другую знаменитую красавицу ─ герцогиню Shrewsbury, жену английского посланника в Париже, которая в 1713 году появилась на приеме с гладкой прической без накладных украшений.
Для России начало увлечения фонтанжем можно отнести к 1700-1703 годам. Жена первого санкт-петербургского коменданта должна была строго следовать моде (согласно указу об одежде в официальных ситуациях) и одной из первых надеть модное украшение. Столь же важен был и покрой её платья, которое после 1715 года уже нельзя было носить даме с положением в обществе ─ юбки резко расширились, исчезла фалбала (широкая оборка) с юбка, расцветка изменилась на более мягкую, а орнаменты уменьшились.
Сопоставив все сведения, можно высказать предположение, что портрет Нарышкиных выполнен не ранее 1709 и не позднее 1715 года.
Фонтанж не случайно так легко распространился в России. Старинный головной убор русской женщины ─ кокошник ─ тоже представлял собой сооружение довольно большой высоты с обильными украшениями. Новомодную деталь можно было легко приспособить, руководствуясь привычными старорусскими правилами. Такой фонтанж - кокошник изобразил Р. Н. Никитиным на портрете Марии Яковлевны Строгановой, созданном между 1721 и 1724 годами. В отличие от настоящего фонтанжа, который крепился только на передней части головы, кружевной убор Строгановой охватывает всю голову, как «сорока». Из-под головного убора Марии Яковлевны видны волосы, так что назвать её убор кокошником как принято писать в каталогах, никак нельзя. Стремление как-то приспособить, сочетать привычное и новое в наряде, который бы соответствовал указам, отметил ещё А.С. Пушкин: «Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошью моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кирилловны, а робронды и мантильи как-то напоминали сарафан и душегрейку».
Костюм Строгановой удивительно соответствует описанию наряда пожилой женщины на петровской ассамблее ─ её головной убор нельзя определить ни как фонтанж, ни как чепец, ни как кокошник. Это не фонтанж, потому что покрыта вся голова, а не только лобная часть. Это не чепец, так как нет мантоньерок (завязок). Это и не кокошник, так как волосы надо лбом хорошо видны.
Наряд жены именитого человека тоже представляет собой соединение русских и иноземных черт. Платье по русскому обычаю закрыто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами, хотя сверху надет парчовый бострог с меховой опушкой. Как видим, при выборе костюма европейского образца долгое время сохранялась верность традиционным представлениям о том, что приличествует возрасту и общественному положению.
Военное искусство Спартака. Стратегия и тактика. Заговор
гладиаторов. Побег из гладиаторской школы Лентула Батиата в Катуе
Прежде чем перейти к главному вопросу нашего исследования – военного искусства Спартака – предводителя повстанческой армии рабов и гладиаторов, необходимо выяснить, кто же он такой этот Спартак? Так сказать установить, насколько это возможно, его личность. Что же мы знаем о нём? Приведём для начала несколько высказываний античных авторо ...
Промышленность.
Промышленность занимает главенствующее место в экономике Великобритании, обеспечивая около 50% валового национального продукта и почти 9/10 экспорта. Из всех занятых в промышленности около 60% сосредоточено в тяжёлой индустрии. Несмотря на некоторую модернизацию, различен технический уровень «старых» отраслей, возникших в период промыш ...
Грюнвальдская битва.
В ряду крупных битв того времени Грюнвальдская выделяется как количеством участвовавших в ней войск, так и необыкновенной удачей результатов: Орден, который еще утром 15 июля 1410 года был одним из могущественных государств Европы, к вечеру стал почти ничем, и ему угрожало исчезновение с политической карты. Хоть впоследствии Ордену уда ...
