Петр Первый » Реформы Петра Первого

Реформы Петра Первого
Страница 9

Самою важною мерою с целью привести в порядок государственное управление и правильно получать доходы было учреждение высшего центрального органа под именем Сената. Указ об учреждении его последовал в первый раз 22-го февраля 1711 года. Сенат был род думы, состоявшей из лиц, назначенных царём, в начале в числе восьми. Сенат, по словам указа, учреждался по причине беспрестанных отлучек самого царя. Он имел право издавать указы, которые все были обязаны исполнять под страхом наказания или смертной казни. Сенат ведал судами, наказывал необъективных судей, должен был заботиться о торговле, смотреть за всеми расходами, но главная его цель была собирать деньги, «понеже деньги суть артерия войны», говорил указ. Все сенаторы имели равные голоса. Сенату подведомы были губернаторы, и для каждой губернии в самом Сенате учреждались так называемые повытья с подъячими. Канцелярия сената, кроме, кроме повытей, имела три стола: секретный и разрядные; последние заменяли упраздненный древний разряд. В канцелярии правительствующего Сената должны были находиться неотлучно комиссары из губерний для приёма царских указов, следующих в губернии; они вели сношения со своими губерниями через нарочных или через почту.

В декабре 1717 года положено учредить коллегии. Наши коллегии при Петре были ближайшим образом сколком с тогдашних шведских коллегий; только государь в одном из своих указов велел заменить те пункты шведского устава, которые не подходили к основным порядкам русского государства. Коллегии имели смысл верховных правительственных мест по разным частям государственного управления. Этих коллегий предположено было числом восемь: коллегия иностранных дел, где должны были ведаться все сношения с чужими государствами, камер-коллегия, заведовавшая финансами государства, юстиц-коллегия, ведавшая судами и судопроизводством, ревизион-коллегия, сводившая и проверявшая государственные денежные счеты, штатс-коллегия, ведавшая расходами, берг- и мануфактур-коллегия: наблюдавшая за горным делом, фабриками и завалами, коммерц-коллегия. Ведавшая торговлею внутреннею и внешнею, наконец, военная и адмиралтейств-коллегия: из них первая заведовала сухопутными военными силами, а вторая флотом и мореплаванием. Каждая коллегия находилась под представительством президента и вице-президента. Вице-президенты были не во всех коллегиях, и там, где они были, все принадлежали к иноземцам, исключая коллегии иностранных дел. За президентом и вице-президентом в каждой коллегии следовали: четыре советника коллегии, четыре асессора коллегий и по одному секретарю, нотарию, актуарию, регистратору и переводчику, а ниже из всех подъячие, делившиеся на три статьи. Советников и асессоров положено было выбирать баллотированием, но с тем, чтоб они не были сродниками или свойственниками президента или вице-президента.

После длительной и тщательной подготовки в 1722 году была опубликована «Табель о рангах» ─ один из важнейших документов эпохи, определяющий систему чинов и порядок продвижения на государственной службе ─ военной и гражданской. Согласно «Табели о рангах» все военные и гражданские делились на 14 классов, составляющих служебную лестницу. Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Таким образом, принцип родовитости, знатности происхождения, некогда обеспечивающий высокое служебное положение не зависимо от дарования и заслуг, теперь был заменён принципом личной выслуги. Без прохождения службы даже дети знатнейших вельмож не могли получать чины. Вместе с тем путём выслуги в число военных и гражданских чаще, чем ранее, открывался доступ выходцам из недворянских слоёв населения. Дослужившись до чинов, входящих в «Табель…» такие лица получали дворянское звание.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Турецкая конституция 1982 года о правах национальных меньшинств. Эволюция правового положения курдов в Турции
За весь республиканский период в Турции не было принято ни одного специального закона, который признавал бы национальные права курдов. Конституция, принятая в результате референдума 7 ноября 1982 г., игнорировала чаяния курдского народа, не признавала за ним никаких прав. Более того, она являлась законодательным выражением ассимиляторск ...

Начало иностранного проникновения в страну
С 1624 года Япония стала "изолированной" страной от внешнего мира. В этом году был запрещён въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1638 году были изгнаны и португальцы. В 1633 – 1636 годах были изданы указы о запрещение японцам покидать страну, а японцам, живущим за её пределами, было запрещено под страхом смертной казни во ...

Особенности развития российского капитализма
Российская промышленность полностью находилась под контролем государства и развивалась в зависимости от стратегических задач правительства. С помощью государственных средств регулировался курс ценных бумаг, наиболее перспективным предприятиям предоставлялись субсидии, им гарантировались казённые заказы, определённая прибыль, рынки сбыта ...