Развитие отечествонной историографии в 40-х - первой половине 50-х гг.Страница 1
Историографическая ситуация. Великая Отечественная война вызвала колоссальные сдвиги в судьбе нашего Отечества. Ее главным итогом явился кризис тоталитарной системы в Советском Союзе. Сталинский авторитаризм вынужден был опираться на коллективизм масс и на демократическую концепцию целей войны. Авторитарная по своей организации система фактически вынуждена была бороться против авторитаризма как принципа, за свободу и демократию.
Победа в Великой Отечественной войне коренным образом изменила общественно-политическую жизнь страны, а следом и историографическую ситуацию. Назрела объективная необходимость преобразований политического строя, потребность демократизации в стране. Однако существующая командно-административная система не желала сдавать позиции и идти на уступки. Это повлекло усиление репрессий, целую серию дел, направленных против отдельных руководителей, преследование людей, побывавших в плену и немецких концлагерях, оказавшихся на временно оккупированной немцами территории.
В области идеологии сталинизм вступил в свою новую стадию, дал законченную, логически завершенную тоталитарную модификацию. Кампании "по искоренению" сыпались как из рога изобилия. Это были постановления ЦК ВКП (Б) (например "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" от 26 августа 1946 г., "О кинофильме "Большая жизнь"" 4 сентября 1948 г), редакционные статьи газет "Правда", "Известия", "Культура и жизнь" (например статья в "Правде" от 13 февраля 1953 г.М. Бубеннова "О романе В. Гроссмана "За правое дело"). Печальную известность получило постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Запретили вторую серию фильма С. Эйзенштейна "Иван Грозный".
Во второй половине 40-х - начале 50-х гг. в атмосфере культа личности И.В. Сталина чисто догматически были поставлены вопросы о чистоте марксизма, борьбе с отступниками в истории и других общественных науках. Проводились кампании против "объективизма" и "буржуазного космополитизма". В 1948 г. обстановка в советской науке резко ухудшилась. Резкой критике была подвергнута "Русская историография" Н.Л. Рубинштейна. После известной сессии ВАСХНИЛ во всех областях знания стали выискиваться "реакционеры", "сторонники 6уржуазной идеологии". Подобные обвинения, например, были предъявлены А.И. Андрееву в связи с его работами о Петре Великом.
В 1950 г. газета "Правда" начала дискуссию по вопрос языкознания, в которой принял участие И.В. Сталин (См.: Сталин И.В. Относительно марксизма в языкознании // Прав; 1950.20 июня; Он же. К некоторым вопросам языкознания: Ответ товарищу Е. Крашенинниковой // Там же.4 июля; Он же. Ответ товарищам // Там же. 2 авг). Она привела к фактическому разгрому школы академика Н.Я. Марра и его "учения о языке". Ее положительными моментами были отказ от идеи классовости языка и обращение внимания к проблемам формирования наций и народностей. Следом за языковыми проблем ми по инициативе И.В. Сталина были обсуждены вопросы политической экономии, поставлены вопросы характеристики современного капитализма, построения социализма и переходя коммунизму. Итог дискуссии по политической экономии подвел сам И.В. Сталин, опубликовав в 1952 г. книгу "Экономические проблемы социализма в СССР". Она стала эталонной для историков при оценке тех или иных явлений советской истории, Например, И.В. Сталин определил производственные отношен крестьян накануне коллективизации как капиталистические. Подобная трактовка с известной модернизацией сразу же вошла в ряд монографий и учебники (См.: Краев М.А. Победа колхозного строя в СССР. М., 1954. С.238, 319, 376; История ССС Эпоха социализма: Учеб. пособие. М" 1957. С.307, 352, 426)
Рост экспорта зерна и продовольствия.
В силу того, что Россия являлась аграрной страной с низким уровнем развития промышленности, обновление материальной базы промышленности шло за счет импорта машин и оборудования. При этом продавали то, что имели: зерно, продовольствие, некоторые технические культуры. Не случайно по экспорту зерновых Россия была на одном из первых мест в ...
Польская культура XIII - XV вв
Если в X – XII вв. Польша усваивала культурные достижения латинского Запада, то в XIII – XIV вв. она уже сумела "на равных" включиться в общеевропейский культурный процесс, а в XV веке вносила уже особый оригинальный вклад в европейскую культуру. Этот же XV век стал мостом, ведшим от средневековья к Новому времени в истории по ...
Культура
Монголии в Новое время.
Определяющее влияние на развитие монгольской культуры XVI-XIX вв. оказал буддизм.
В XVI в. на монгольский язык были переведены с тибеткского произведения классической буддийской литературы – «Ганджар» и «Данжур». В тот же период был создан новый ойратский алфавит тоу бичиг (ясное письмо).
В XVII вв. появляется ряд произведений, которы ...