Развитие отечествонной историографии в 40-х - первой половине 50-х гг.Страница 2
В 1953 г. умер И.В. Сталин, в руководстве партии и страны произошли изменения, которые были явным и однозначным сигналом того, что "сталинская эпоха" закончилась. Появилось убеждение, что тоталитарная система будет разрушена к находится на пороге прогрессивного обновления. Однако идеология продолжала оставаться под жестким партийным контролем, свидетельством чему служит целый ряд документов: 1954 г. - тезисы ЦК КПСС о 300-летии воссоединения Украины с Россией; 1955 г. - тезисы Института Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК КПСС "Пятьдесят лет первой русской революции"; 1956 г. - постановление ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения Г.В. Плеханова; 1957 г. - постановление ЦК КПСС к 40-летию годовщины февральской и Великой Октябрьской социалистической революции; постановление ЦК КПСС об издании Полного собрания сочинений В.И. Ленина.
Своего рода показателем того, что партия не намерена отказываться от "руководства" исторической наукой можно считать постановление ЦК КПСС от 9 марта 1957 г. "О журнале "Вопросы истории"", в котором подчеркивалось значение принципа партийности в исторических исследованиях, а редакция журнала во главе с А.М. Панкратовой и Э.Н. Бурджаловым обвинялась в уступках проявления буржуазной идеологии.
В сложной историографической ситуации проходила одна из наиболее интереснейших дискуссий тех лет - о периодизации феодальной и капиталистической формаций, в центре которой оказался вопрос о критериях хронологических рамок внутри общественно-экономического строя. Достаточно четко определились и точки зрения:
1) критериями периодизации внутри формации следует считать факты социально-экономического развития (К.В. Базилевич);
2) вехи хронологических этапов внутри формации определяются факторами политической надстройки общества - классовой борьбы (Н.М. Дружинин), политической истории (И.И. Смирнов);
3) периодизация феодальной и капиталистической формаций должна опираться на совокупность факторов социально-экономической и политической истории (Л.В. Черепнин, В.Т. Пашуто, А.В. Предтеченский).
Дискуссия вскрыла слабые и спорные моменты общей концепции отечественной истории и способствовала дискуссионному обсуждению частных проблем.
Работы историков по дореволюционной отечественной истории. Историки второй половины 40-х - середины 50-х гг. достигли наиболее ощутимых результатов при рассмотрении вопросов отечественной истории дооктябрьского периода. Как и прежде, в центре их внимания находились проблемы происхождения феодального строя на Руси. Исследователи сходились во мнении о феодальной основе Киевского государства, однако вопрос о темпах и формах феодализации решался по-разному.
В 1946 г. Б.Д. Греков опубликовал свое капитальное исследование "Крестьяне на Руси", в 1949 и 1953 гг. переиздал монографию "Киевская Русь". В совокупности эти труды излагали его видение проблемы. По мнению Б.Д. Грекова, восточнославянское общество пришло к феодализму минуя рабовладельческую формацию. Феодальные отношения, утвердившиеся на Руси примерно в XI в., привели к глубоким социальным изменениям, в первую очередь внутри основного производительного класса. Б.Д. Греков углубил выдвинутые им ранее положения о двух категориях смердов - зависимых от отдельного феодала и эксплуатируемых феодальным государством.
Школа и образование в поздней Византии
Культурный расцвет в Византии, получивший название Палеологовского ренессанса, уходит своими корнями в Никейскую империю. Здесь, за пределами Константинополя, появилось поколение византийских ученых, которому суждено было после реставрации столицы в 1261 г. восстановить ее былую славу одного из крупнейших центров средневековой образован ...
Либеральное народничество.
После ликвидации “Народной воли” более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление. Оно получило название либерального народничества.
Либеральные народники считали, что настоящего капитализма в России пока еще нет. Банки, акционерные общества, биржи— это не капитализм, это “игра в капитализ ...
Правила ношения орденов
Золотые награды высших достоинств носили в допетровской Руси на золотых нагрудных цепях, остальные пришивались на одежду17.
В XVIII- начале XIX в. полагалось носить только один (высший) знак каждого ордена, снимая знак низшей степени и возвращая его в Капитул. Правила ношения орденов много раз изменялись и окончательно были установлены ...