Гродно в 1921-1939 гг.Страница 5
Во 2-й пол. 20-х гг. была сделана попытка придать литературному движению в Западной Беларуси организационные формы. В мае 1927 г. молодые писатели и художники создали в Вельно организацию “Веснаход”. Основатели данной организации в 1928 г. издали небольшой альманах “Рунь веснохода”, в котором были напечатаны стихи А. Сологуба, Х. Ильяшевича, П. Пестрака и др. поэтов. Однако устав организации не был утвержден польскими властями и организация была вынуждена прекратить свое существование.
В 30-е гг. литера Западной Беларуси продолжала опираться на предыдущие традиции белорусского литературного слова, несмотря на усиление авторитарного режима. В данный период литература пополнилась новыми произведениями М. Машары: сборниками поэзии “Наперад”, “На сонечны бераг”, “З-пад стрэх саламяных”, а также поэмами “Валачобнае” и “Смерць Кастуся Каліноўскага”. Сочетая литературню деятельность с крестьянским трудом, поэт черпал свои поэтические образы из деревенской жизни.
Тяжелыми тюремными дорогами пришлось прокладывать свой жизненный путь Валентину Тавлаю (1914 – 1947). Отдельные произведения поэта ─ поэма “Непераможаныя” и несколько стихотворений ─ воссоздают яркий образ революционера-политзаключенного, типичного для условий Западной Беларуси того времени.
Во второй половине 30-х гг. безусловным лидером западнобелорусской поэзии можно считать Максима Танка (1912 – 1995). Популярность его творчества среди широких слоев белорусского и польского общества, положительные отзывы литературной критики свидетельствовали о всеобщем признании поэта. В поэмах “Нарач”, “Казка пра музыку”, “Журавінавы цвет”, “Каліноўскі” произошло эстетическое осмысление революционной сущности и исторического прошлого Беларуси. Первый сборник поэта “На этапах”, изданный в 1936 г., был конфискован властями из-за революционной идейной направленности против существующего авторитарного режима.
Одним из эффективных средств массового воздействия на народное самосознание являлся национальный театр. В ноябре 1921 г. под руководством Л. Родзевича (1895 – 1938) участники музыкально-драматического кружка в Вильно поставили пьесу Я. Купалы “На папасе”. В октябре 1921 г. под руководством Ф. Олехновича был создан белорусский объездной театр, который начал свою деятельность постановкой в Лиде спектакля па пьесе Ф. Олехновича “Птица счастья”. Однако деятельность этого театра была недолгой.
С целью создания в Западной Беларуси основы для профессионального театра, а также для расширения национальной культуры, в марте 1922 г. в Вильно была основана театральная студия под названием “Беларуская драматычная майстроўня”. Руководителями студии были М. Красинский, А. Михалевич, А. Кончевский и Л. Родзевич. Репертуар театрального коллектива составляли острые по своей социальной направленности пьесы “Раскіданае гняздо” Я. Купалы, “В зимний вечер” Э. Ожешко, “Лес шумит” В. Короленко, “Апошняе спатканне” В. Голубка и др. БДМ работала с перерывами до 1925 г.
В 20-е гг. ХХ в. усилиями деревенских любителей сценического слова по всей Западной Беларуси были налажены театральные представления, которые кроме развлекательного характера несли в широкие массы идеи национальной и социальной свободы. Широкая география любительских театральных представлений позволяет утверждать, что театральная жизнь в пределах Западной Беларуси, несмотря на определенную стихийность, отличалась значительной активностью и динамизмом.
Однако главная проблема – создание профессионального национального театра в Западной Беларуси ─ не была решена по причине отсутствия финансовой поддержки со стороны государства.
C другой стороны, произведения, предназначенные для постановки, проходили жесткую цензуру и должны были переводиться на польский язык. В итоге в нужный день, несмотря на предварительную устную договоренность с властями, приходил письменный запрет на проведение представления.
В дни гражданской войны
Село Килеево Белебеевского кантона (Башреспублика), 130 верст от кантона г. Белебея, железная дорога – 80 верст станция Туймаза Волжско-Бугульминской дороги. Стало известно, что Белебей взяли чехословаки с белыми, и сведения были получены в с. Бакалы. Толстопузые радовались. Они моментом дали знать в деревни приказы о формировании так н ...
Военное искусство Спартака. Стратегия и тактика. Заговор
гладиаторов. Побег из гладиаторской школы Лентула Батиата в Катуе
Прежде чем перейти к главному вопросу нашего исследования – военного искусства Спартака – предводителя повстанческой армии рабов и гладиаторов, необходимо выяснить, кто же он такой этот Спартак? Так сказать установить, насколько это возможно, его личность. Что же мы знаем о нём? Приведём для начала несколько высказываний античных авторо ...
«Ворошилов в годы террора и Отечественной
войны»
«Великий террор» второй половины 30-х годов с особой жестокостью обрушился на военные кадры Советского государства. Без преувеличения можно сказать, что основная и, как правило, лучшая часть руководящих кадров Красной армии и Военно-морского флота была безжалостно перебита в 1936 – 1938 годах. Эти люди погибли не на поле боя, а в подвал ...