История » Гродно в 1921-1939 гг.

Гродно в 1921-1939 гг.
Страница 6

Следующий этап в развитии театрального искусства в Западной Беларуси был связан с деятельностью таких культурно-просветительских организаций, как Товарищество белорусской школы (1921 – 1936) и Белорусского института хозяйства и культуры (1926 – 1936). Кружки, созданные этими организациями во 2-й половине 20-х – 30-х гг. ХХ в., покрыли густой сеткой всю Западную Беларусь. При кружках работали драматические и хоровые секции, которые организовывали представления по всему краю.

Проблема открытия профессионального театра в Западной Беларуси оставалась актуальной и в 30-е гг., однако ее положительному решению не содействовала политическая атмосфера довоенной Польши. Существенным препятствием на пути создания профессионального театра было и то, что большое количество деятелей театрального искусства Западной Беларуси (Л. Родзевич, М. Красинский и ряд других) были вынуждены выехать в БССР.

Важное место в культуре Западной Беларуси занимало изобразительное искусство. Значительный вклад в развитие изобразительного искусства внес Язеп Дроздович (1888 – 1954). В 1921 г. под воздействием Рижского мирного договора художник написал картины “Усяслаў Чарадзей у порубе кіеўскага князя” и “Пагоня Ярылы”. В данных картинах в символичных образах художник отразил актуальную идею борьбы за независимость и свободу Беларуси.

В 20-е гг. была создана целая серия графических работ художника, посвященных исторических местам. Работая преподавателем в белорусской гимназии в Новогрудке на протяжении 1927 – 1930 гг., Я. Дроздович по заказу Белорусского научного товарищества в Вильно создал 7 альбомов, в которых изобразил памятники древнего белорусского зодчества: “Мир” (1927), “Новогрудок и новогрудцы” (1928), “Троки”, “Крево”, “Лида”, “Медники”, “Гальшаны” (1929). В 30-е гг. в творчестве художника доминировала космическая тематика.

Работал Я. Дроздович и в области скульптуры. В 1933 г. вышла целая серия его скульптурных портретов, выполненных из дерева, посвященных западнобелорусским деятелям: поэту М. Машаре, собирателю фольклора А. Гриневичу, журналисту Я. Почопке. Продолжительное время работал художник и в качестве оформителя, в 20-е гг. в Вильно в “Беларускай драматычнай майстроўні”, а в начале 30-х гг. в Белостоке в местной окружной управе ТБШ.

Выдающимся представителем изобразительного искусства Западной Беларуси был график и живописец Я.М. Горыд (1896 – 1936). Его творчество было тесно связано с национальным освободительным движением Западной Беларуси в период его наибольшего подъема и массовости. Во время работы в сатирико-юмористическом журнале “Маланка” (1926 – 1928) особенно ярко проявился талант Я. Горыда как художника-сатирика, мастера острой политической карикатуры.

Определенный вклад в развитие изобразительного искусства Западной Беларуси внесли В. Сидорович (1905 – 1937), М. Василевский (1904 – 1935), Ю. Монвид (Ф. Олехнович) (1883 – 1944), П. Южик (1875 – 1944) и др.

Особое место в изобразительном искусстве 30-х гг. ХХ в. принадлежит западнобелорусским художникам П.А. Сергеевичу (1900 – 1984) и М.К. Севруку (1905 – 1979).

В тематических картинах П. Сергеевича отражал повседневный быт белоруса, а также обращался к национальной истории (“Выправа Усяслава Чарадзея на вайну”). Он создал первые картины, посвященные восстанию 1863 – 1864 гг. под руководством К. Калиновского. Работал П. Сергеевич и в качестве книжного графика, оформлял поэтические сборники М. Машары, журналы “Неман”, “Студэнцкая думка”, “Крыгалом”.

М. Севрук работал как живописец и график. Так он оформлял первый сборник М. Танка “На этапах”, в 1935 – 1939 гг. оформлял обложку журнала “Калоссе”, а также сборник белорусских народных песен “Наша песня”, подготовленный Р. Ширмой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Покушение
Принято считать, что “красный террор” явился ответом на террор “белый”, то есть на террористические вылазки буржуазных элементов против коммунистов. Но на самом деле красный террор начался с момента захвата власти большевиками. Официальной же датой начала красного террора принято считать 17 августа 1918 года, когда в Петербурге бывшим ...

Феодальные государства Индии в VII- XII вв.. Развитие феодальных отношений в VII- XII вв.
Документы раннего средневековья не позволяют выявить все пути возникновения феодального землевладения. Эти документы в виде дарственных записей, сделанных на медных пластинках или на камне, а потому и пощажённых временем, рисуют нам только один из путей развития феодального землевладения, а именно: раздачу земли правителям княжеств. Мах ...

Исторические взгляды идеологов российского либерализма. Историческая концепция К.Д. Кавелина
Применяя триадическую схему Гегеля, Кавелин выделяет в истории России три этапа: родоплеменной (тезис), семейный, или вотчинный (антитезис) и государственный (синтез). Первый этап приходится на время княжения Ярослава Мудрого, который «задумал основать государственный быт на Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». В ...