История » Развитие отечествонной историографии в 40-х - первой половине 50-х гг.

Развитие отечествонной историографии в 40-х - первой половине 50-х гг.
Страница 9

История гражданской войны и интервенции разрабатывалась, на наш взгляд, слабо. Привлекают внимание отдельные монографии, посвященные частным вопросам, например Е.А. Болтина о контрнаступлении Южной группы Восточного фронта в 1919 г. (1949 г). Р.Н. Мордвинова о Волжской военной флотилии (1952 г). Отметим, что в литературе о гражданской войне продолжалось восхваление И.В. Сталина и его роли в победе над белогвардейцами и интервентами. Однако в отличие от 30-х гг. делалось это более утонченно. Например, высказывалось мнение об одинаковом значении для советской власти Восточного и Южного фронтов в 1918 г. (С.Н. Шишки; А.Б. Кадишев). www.eduguides.ru

Как положительное явление следует рассматривать монографические разработки по истории создания Красной Армии (В.Ф. Морозов, Ю.П. Петров, Н.И. Шатагин), отдельны вопросам мобилизации экономики страны и национально-государственного строительства (Н.В. Каменская, М.С. Сапаргалиев, Н.А. Афанасьев, Д.А. Коваленко). Большое внимание было уделено исследователями истории интервенции (А.В. Березкин, А.Е. Кунин, Б.Е. Штейн, Я. Крастынь, А.В. Тарасов, А. Лейт, Д. Енукидзе, А. X. Бабаходжаев).

Вопрос о переходе к НЭПу в историографии второй половины 40-х - начала 50-х гг. трактовался в какой-то мере традиционно. Писалось о неизбежности отказа от политики "военного коммунизма", достаточно сложная ситуация 1921 г. значительно упрощалась. Примером может служить опубликовании 1952 г. обзорный курс лекций А.А. Матюгина и Д.А. Чугаева.

Перелом в подходах к НЭПу произошел в середине 50-: когда вышли монография Э.Б. Генкиной о переходе к НЭПу (1954 г) и коллективный труд "СССР в период восстановления народного хозяйства" под редакцией А.П. Кучкина, Ю.А. Полякова, С.И. Якубовской (1955 г). В них впервые была г принята попытка комплексного исследования всего этапа 1921 - 1925 гг.

Большие сдвиги произошли в изучении истории образов СССР. В 1947 г. были изданы взаимодополняющие друг друга книги С.И. Якубовской об объединительном движении за образование СССР в 1917 - 1922 гг. и Э.Б. Генкиной о самом процессе союзного строительства. В середине 50-х гг. с историко-правовых позиций данную проблему попытались осветить Д.Л. Златопольский (1954 г), О.И. Чистяков (1955 г). Причем в работах юристов наметилась более свободная трактовка ряда моментов процесса образования СССР, что обусловлено, конечно, изменением историографической ситуации. Например, О.И. Чистяков отмечал условность принятой терминологии, в частности, терминов "военный союз", "военно-хозяйственный союз". В то же время проблему периодизации отношений между республиками до образования СССР авторы решали в духе резолюции XII съезда РКП (б) по национальному вопросу.

В послевоенные годы на передний план в исследованиях стала выдвигаться проблема индустриализации страны. В основу ее разработки легла высказанная в 1946 г. И.В. Сталиным мысль о коренных отличиях советского метода индустриализации от капиталистического. "Вождь народов" назвал одно из таких отличий: в капиталистических странах индустриализация обычно начиналась с легкой промышленности. Партия отвергла "обычный" путь и начала с развертывания тяжелой индустрии. Данный тезис фактически иллюстрировался в работах второй половины 40-х - начала 50-х гг. (А. Леонтьев, Э.Ю. Локшин, К А. Петросян, И.М. Бровер).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Достижения в области техники, новых технологий, транспорта
Научные достижения в различных отраслях знаний сделали возможным стремительное развитие техники, технологии производства, транспорта и связи. Ведущее место занимают машиностроение, электроэнергетика, горное дело, химическая промышленность, транспорт. Крупнейшим шагом в повышении энерговооруженности промышленного производства и транспорт ...

Заключение. Ликвидация Тевтонского ордена.
В Грюнвальдской битве Тевтонский орден потерпел решающее поражение, экспансия ордена была остановлена. Орден хоть и сохранился, но крепко ослаб, и уже не был в состоянии вести агрессивную политику против соседей с прежней настойчивостью и силой. Именно веский вклад белорусов и литовцев в победу над крестоносцами вернул Великому княжес ...

Атрибуты и символы движения.
Большое воспитательное значение имеют атрибуты и символы движения. Прежде всего, это эмблема (знак) – знак главный символ скаутского движения. Скаутская эмблема – лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Существует несколько объяснений того, что она обозначает. Во-первых, лилия напоминает стрелку комп ...